Пробки в 10 баллов из-за тумана парализовали Минск в предновогодние дни, а в условиях интенсивного движения от культуры водителей может зависеть жизнь человека: в 2016-м неотложка, ехавшая по улице Богдановича, столкнулась с автомобилем Lada, в результате чего скончалась тяжелобольная женщина.
Мы выезжаем в рейд не в пиковое время, предоставляя водителям шанс делать спецтранспорту уступки без ущерба для себя. Улицы еще не пустуют: десятки машин соседствуют с нами на дорогах, но движение никак не назвать интенсивным.
![Многие минчане оправдывают себя невнимательностью, но очевидно: не заметить и световой, и звуковой сигнал довольно сложно Многие минчане оправдывают себя невнимательностью, но очевидно: не заметить и световой, и звуковой сигнал довольно сложно - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103279/63/1032796351_0:0:3000:1826_600x0_80_0_0_a4f22448c092c759e79e51a833d23374.jpg)
В пути инспектор отдела по агитации и пропаганде управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Роман Лашкевич рассказывает: "Минские автомобилисты нередко игнорируют спецмашины, особенно на узких улицах. На красно-синие световые сигналы ГАИ или милиции реагируют активнее, техника МЧС пугает водителей габаритами, а сильнее всего страдает скорая помощь: 60% людей не уступают им дорогу, даже имея такую возможность".
![Инспектор отдела по агитации и пропаганде управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Роман Лашкевич Инспектор отдела по агитации и пропаганде управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Роман Лашкевич - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103279/51/1032795162_0:0:3000:1997_600x0_80_0_0_880a5d9cd43460501f66704dc03eb488.jpg)
По словам инспектора, многие минчане оправдывают себя невнимательностью, но очевидно: не заметить и световой, и звуковой сигнал довольно сложно.
"Некоторые водители, особенно неопытные, зачастую теряются и попросту не знают, как себя вести", — замечает Лашкевич.
Среди профессионалов, рассказывают нам, встречаются даже истории навязчивого непонимания, когда автомобилисты умышленно не уступают путь спецтранспорту, перестраиваясь в свободные полосы прямо перед ними. Роман Лашкевич убежден, что такое поведение может привести даже к лишению прав: "Решение о наказании — оштрафовать водителя или вовсе лишить водительского удостоверения — принимает начальник ГАИ. Все случаи рассматриваются индивидуально: апеллируем к видео с видеорегистраторов спецмашин, на которых зафиксированы дата и время, автомобиль, сама ситуация — эти записи вполне могут быть основанием для привлечения к ответственности".
Собеседник недоумевает: по его мнению, страх лишения прав не должен быть основной причиной для солидарности водителей — в таких ситуациях ответственность за людей, которые ждут помощи врачей или пожарных, ложится и на его плечи.
![Техника МЧС пугает других водителей габаритами Техника МЧС пугает других водителей габаритами - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103279/54/1032795459_0:0:3000:1997_600x0_80_0_0_e980d7aafd5781f59e5b33324410442d.jpg)
Движемся следом за машиной МЧС. Лишь один автомобиль рискнул проскочить перед ней на выезде со двора. В целом же при не самом интенсивном движении перед ней, внушительной, расступаются все попавшиеся на пути легковушки: снижают скорость, перестраиваются, освобождают площадь для проезда на светофоре, на особенно узких дорогах — съезжают в сторону. Даже пешеход, и тот прекращает движение, несмотря на зеленый свет.
По дороге к локации вызова спрашиваем, как реагируют автомобилисты на заметную технику МЧС в пиковые часы. Старший инспектор центра пропаганды и социокультурной деятельности Минского городского управления МЧС Андрей Макаров и инспектор группы пропаганды Октябрьского РОЧС Вера Дамарацкая делятся со Sputnik: "Машины МЧС тоже игнорируют на дорогах, пусть и не так часто: у нас синие "маячки", мы все равно ездим по правилам и, встречая непонимание водителя, теряем время и стоим на светофоре".
![Старший инспектор центра пропаганды и социокультурной деятельности Минского городского управления МЧС Андрей Макаров и инспектор группы пропаганды Октябрьского РОЧС Вера Дамарацкая Старший инспектор центра пропаганды и социокультурной деятельности Минского городского управления МЧС Андрей Макаров и инспектор группы пропаганды Октябрьского РОЧС Вера Дамарацкая - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103279/50/1032795083_0:0:3000:1983_600x0_80_0_0_847076aff8cbf47331b8a3953fc115e6.jpg)
Наша наиболее частая проблема — сложность проехать во двор из-за неправильно припаркованных авто. В отдельных случаях приходится вызывать эвакуатор, в других — сотрудников ГАИ, чтобы они помогли разобраться в спорной ситуации и повлиять на владельцев.
Сталкиваемся с проблемой проезда как раз на придомовой территории: чтобы разминуться на слишком узкой дороге, встречному нам автомобилю приходится заехать на бордюр, что удается ему не с первого раза.
"Пожарные в любом случае делают свою работу, — продолжает инспектор, — если приходится — со всем снаряжением бегут по полкилометра на место происшествия. Но счет порой идет на секунды, которых может не хватить на то, чтобы спасти людей или их дома".
![Сложнее всего проехать спецтехнике во дворах жилых многоэтажных домов Сложнее всего проехать спецтехнике во дворах жилых многоэтажных домов - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103279/55/1032795599_0:0:3000:1997_600x0_80_0_0_904a2bfec49940c67333d92910ebf428.jpg)
Вместе с патрульной машиной милиции пересекаем довольно проблемный перекресток на Кижеватова без затруднений. Притормаживаем рядом с автобусом, но и он не мешает стоящим впереди легковым авто расступиться перед преградившим нам путь черным джипом, который покорно съезжает в сторону вслед за ними.
Путь водителя автомобиля скорой помощи Андрея мы проследили от точки вызова до столичной БСМП, и здесь тоже не было никаких преград. Вероятно, такому комфортному перемещению спецтранспорта способствует вечерняя разгруженность дорог. Тем не менее, в час пик проблем возникает немало: Андрей жалуется не только на водителей, но и на пешеходов: "Ситуации бывают разные: порой водители реагируют быстро и правильно, а иногда принципиально не сдвигаются с места даже в тех случаях, когда для них это совсем несложно. Вторых, к сожалению, больше: если выехать на проспект, то, вероятно, придется пропустить 7-10 машин, водители которых даже не повернут голову в нашу сторону".
![Без звукового сигнала автомобиль скорой совсем не замечают: размеры у него не такие пугающие, как у техники МЧС Без звукового сигнала автомобиль скорой совсем не замечают: размеры у него не такие пугающие, как у техники МЧС - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103279/59/1032795930_0:0:3000:1997_600x0_80_0_0_0a059b377f0c17940ce522f3a447b461.jpg)
По словам Андрея, люди, стоящие в пробках перед машиной скорой помощи, понимают, каких действий от них ждут. А вот соседи слева или справа никак не реагируют на появление спецтранспорта, водитель которого вынужден выезжать на встречную полосу. Без звукового сигнала автомобиль совсем не замечают: размеры у него не такие пугающие, как у техники МЧС, а "мигалка" находится выше уровня боковых зеркал.
"Отдельная история — пешеходы: они убеждены, что не должны никого пропускать, если переходят в положенном месте и на зеленый свет", — говорит водитель скорой.
![Водитель автомобиля скорой медицинской помощи Андрей Водитель автомобиля скорой медицинской помощи Андрей - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103279/52/1032795237_0:0:3000:1996_600x0_80_0_0_4d8973e130ae3bee808d290d30826a4d.jpg)
Остальные профессионалы подтверждают слова водителя.
"Ответственность пешехода, не пропустившего спецтранспорт с "маяком", даже нигде не зафиксирована, — говорит Роман Лашкевич. — Замечая спецтранспорт, пешеходы спокойно продолжают движение. Могут даже глянуть с возмущением, мол, чего мигаешь, я по правилам перехожу!"
"Молодые люди часто просто не обращают внимания, — добавляет Андрей Макаров, — видят зеленый сигнал светофора и неспешно идут, не замечая машину из-за капюшонов, а ее звук — из-за громкой музыки в наушниках".
![Минские автомобилисты нередко игнорируют спецмашины, особенно на узких улицах Минские автомобилисты нередко игнорируют спецмашины, особенно на узких улицах - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103279/62/1032796217_0:0:3000:1997_600x0_80_0_0_0477ec98506c0f7b135a758a189e9ea0.jpg)
Возвращаясь к ситуации на дорогах, профессионалы рассказывают, что сложнее всего на МКАДе или широких проспектах: если спецтранспорт движется по средней полосе, то автомобили перед ним должны освобождать путь, перестраиваясь в соседние ряды, а те, кто движется по тем самым соседним рядам, соответственно, пускать в свой ряд другие авто. Жаль, что большинство водителей не готовы так жертвовать своим временем.