Как в "Огоньке": выставку фотографий Льва Бородулина показали Минску

© Sputnik / Елена ВасильеваВыставка фотографий Льва Бородулина
Выставка фотографий Льва Бородулина - Sputnik Беларусь
Подписаться
В советские времена именно в спортивной фотографии допускалась максимальная творческая свобода.

Фотовыставка мастера спортивной фотографии Льва Бородулина открылась в Минске в галерее Михаила Савицкого. Сам автор представленных снимков в эти дни празднует 95-летие, приехать на открытие он не смог, но тот факт, что снимки Олимпиад давно минувших дней накануне Олимпиады в Пхенчхане показывают именно в Минске, организаторы выставки считают символичным.

На выставке представлено больше ста фотографий, все они — авторские отпечатки, многие с печатью журнала "Огонек", в котором работал Бородулин. На отдельных стендах можно посмотреть на обложки журнала, снимки для которых сделал автор.

Спорт и свобода совместимы

Сам Бородулин участвовал в обороне Москвы и взятии Берлина, а после войны взял в руки фотоаппарат. Критики говорят, чтобы не умереть от голода в послевоенную разруху.

В советские времена, когда фотография должна была выполнять главным образом идеологическую функцию, спортивная тематика предоставляла фотографу поле для эксперимента, рассказали организации выставки. Здесь не нужно было следовать канонам и оглядываться на мнение правящей верхушки. К тому же спортивная тематика позволяла путешествовать и изучать другие страны, так что причины, почему мастер фотографии избрал для себя именно эту тематику, довольно очевидны.

© Sputnik / Елена ВасильеваГимнастка Ольга Харпова, обложка журнала "Огонек", 1967 год
Гимнастка Ольга Харпова, обложка журнала Огонек, 1967 год - Sputnik Беларусь
Гимнастка Ольга Харпова, обложка журнала "Огонек", 1967 год

"По заданию редакции "Огонька" Лев Бородулин выезжал на Олимпиады и все значимые спортивные события в мире. Снимки Бородулина сразу перешагнули рамки официального фоторепортажа. Он показывал спорт таким, каким его еще не видел никто. Умение мастерски "словить" мгновение, выстроить композицию, расставить акценты, уловить и передать чувства и характер спортсменов, переводили снимки Бородулина в сферу высокого искусства", — рассказала куратор выставки и одной из крупнейших коллекций советской фотографии Borodulin Collection Майя Кацнельсон.

© Sputnik / Елена ВасильеваФотография "С вышки"
Фотография С вышки - Sputnik Беларусь
Фотография "С вышки"

Сколько бы свободы ни было у спортивного фотографа, ему удалось накликать на себя и гнев правящей верхушки. Снимок "С вышки!", который сперва украсил обложку "Огонька" накануне Олимпиады в Риме, а после был продан с аукциона Sotheby's за 3793 доллара, вызвал гнев идеолога Михаила Суслова. Снимок раскритиковали за формализм. Вариантов обложки было несколько, но редколлегия выбрала этот. И к моменту, когда журнал вышел в продажу, Бородулин был в Риме. Редактор журнала взял ответственность перед гневом идеолога на себя.

© Sputnik / Елена ВасильеваГимнастический круг
Гимнастический круг - Sputnik Беларусь
Гимнастический круг

Но в следующий раз фотография Бородулина появилась на обложке спустя четыре года после Олимпиады в Токио в 1964 году. Тогда Лев Бородулин первым в СССР обзавелся объективом "рыбий глаз", с его помощью была сделана легендарная фотографии "Мы играем в волейбол" и "Гимнастический круг".

С молотка и в Белый дом

Его работы были представлены на крупнейших аукционах мира, не только Sotheby's, но и Christies, Swann. С его снимками из серии Sport in USSR попали в коллекции любителей спорта и искусства из России, Англии, Франции, США, Чехии, Голландии и других стран мира. Его снимок "Парад", который был сделан в 1956 году, приобрел для Белого Дома Билл Клинтон.

© Sputnik / Елена ВасильеваЧетырехкратный Олимпийский чемпион Альфред Ортер (США), Рим, 1960
Четырехкратный Олимпийский чемпион Альфред Ортер (США), Рим, 1960 - Sputnik Беларусь
Четырехкратный Олимпийский чемпион Альфред Ортер (США), Рим, 1960

Работы фотографа в период распада СССР спасал его сын, Александр Бородулин, который также стал известным фотографом. О Borodilin collection сам автор фотографий сказал — "Успеть показать…" Сам фотограф однажды призвался, что боялся не дожить до своей выставки, не успеть рассказать, показать — отсюда название проекта.

На пике славы в 1973 году он эмигрировал в Израиль, но звание классика советской фотографии к этом моменту за ним уже закрепилось. В Израиле Бородулин продолжал снимать — не только спорт, но и виды этой страны, по его снимкам многие познакомились с Израилем на расстоянии.

Лента новостей
0