Нововведения, которые анонсировало Министерство образования Беларуси, пока вызывают сплошные вопросы.
Как теперь попасть в гимназию
Отмена экзаменов при поступлении в гимназии после четвертого класса вызвала неоднозначную реакцию в обществе.
Те, кто учатся в гимназиях и кому предстояло их сдавать, обрадованы принятым решением. А для тех, кто собирался перейти после начальной школы в гимназию и готовился к экзаменам, возникла новая проблема — как туда попасть, ведь ясных и понятных критериев пока нет, и когда они появятся — непонятно. Возможно, придется блистать интеллектом перед администрацией гимназии, убеждая ее в своих талантах, которые моментально перерастут в победы на предметных олимпиадах.
Кто-то в качестве аргумента предложит свои будущие успехи в спорте или участие в общественной работе. Могут быть и другие околошкольные варианты перехода в другое учебное заведение в зависимости от неформальных возможностей родителей. Одним словом, возник вопрос трудности выбора и поиск возможностей для достижения поставленной цели.
Но само событие закрыло предмет спора. Что это были за экзамены? Диктанты по белорусскому и русскому языкам, контрольная работа по математике. У многих результаты этих экзаменов, точнее сказать, вступительных испытаний, так они назывались, вызывали массу вопросов.
Можно ли поступить в элитную гимназию честно, если нужно набрать 58-59 баллов из 60 возможных? Первой мыслью было, что что-то здесь не так, а вступительные испытания не более, чем простая формальность. Но меня в этом быстро разубедили.
Во время сдачи одного из вступительных испытаний по математике в одной из столичных гимназий на крыльцо к родителям вышла завуч и объявила номер контрольной работы.
Одна из разволновавшихся мам по памяти продекламировала всем текст задачи и ее решение и… с облегчением вздохнула. Эту контрольную из сборника она со своим ребенком прорешала не менее трех раз. Все варианты заданий для испытаний по всем трем предметам брались из сборников для начальной школы, и за предшествующий учебный год их можно было не только решить, но и выучить наизусть.
По сути полученная оценка на вступительных испытаниях была за терпение и труд, интеллектуальное усилие было не главным. По этой причине многие дети, сдавшие вступительные испытания по максимуму в пятом классе, просто проваливались по учебе. Минусом этой системы было и то, что такое натаскивание было за счет других дисциплин, они оставлялись "на потом".
Чем определялся уровень стресса у ребенка во время вступительной кампании? Боязнью забыть или растеряться на решающей сдаче. Это касалось и родителей, у которых уровень переживаний был на порядок выше, чем у детей.
"Юрьев день" для школьника
Точка в этом вопросе поставлена. А что дальше? Нам объявлено, что программы в средней школе на начальном и базовом уровне будут одинаковыми для школ и гимназий, а предметное разделение начнется в 10-11 классах.
Для всех школьников после девятого класса наступает "Юрьев день". Кто-то остается в школе, кто-то пытается поступить в элитарные лицеи БГУ или БНТУ, а для многих это время выбора профессии — они идут в колледжи.
В чем же тогда новизна нововведений? Гимназии останутся наравне со школами, с теми же программами и требованиями. Но в чем тогда будет разница между ними? В названии? Как они будут наполняться и за счет кого? По прописке? Но многие дети, в частности в Минске, прописаны в одном месте, а живут в другом.
Есть и другой вопрос — право личного выбора. Практически все гимназии, пользующиеся особой популярностью, находятся в историческом центре Минска, если речь идет о столице. Их репутация складывалась десятилетиями, и уровень преподавания сегодня поддерживается в них только за счет статуса гимназии и возможности выбора учеников. Не станет ли средняя школа очень усредненной? Как будут формироваться набор в 24, 29, 41, 50-ю гимназии столицы, где по прописке с трудом можно набрать один класс? А эти учебные заведения у всех на слуху.
Аргумент снятия элитарности весьма сомнителен. Мы все разные, такими создала нас природа. В этом многообразии заложен двигатель общественного развития. Есть и социальный аспект — имущественное расслоение налицо, так было не только сегодня, но и при советской власти, в этом вопросе не нужно заблуждаться.
Когда сложное становится понятным
Звучат предложения упростить программу и написать новые учебники. По поводу учебников предложение вполне разумное. А вот с программами все гораздо сложнее. Каков будет "интеллектуальный разрыв" между школьной подготовкой и требованиями вузов?
Можно пойти по пути упрощения программ вузов. Но если брать сложно-технические специальности, то в них за основу взяты советские программы в технических дисциплинах и советские вузовские учебники, с одним добавлением — требования к студентам заметно ослаблены. Мы ведь гордимся советской системой высшей школы. А может быть, стоит попытаться понять, что есть и другой путь. Путь не упрощения, а поиска, когда сложное становится ясным и понятным.
Объявленную оптимизацию сроков обучения в вузах многие восприняли, как сокращение сроков обучения, уплотнение графика учебного процесса и сокращения учебных программ. Говоря проще, все это означает, что при сохранении существующих программ у студентов будет не три, а четыре пары занятий в день. На сложных инженерных специальностях такая перегрузка под силу единицам.
Есть и еще одна сторона медали — нострификация (признание) наших дипломов в странах ЕС. Для нынешней молодежи эта "мелочь" является определяющей, она дает свободу выбора в поисках работы и позволяет минимизировать капризы рыночной конъюнктуры. По этой причине идет такая драка за "карту поляка", а вовсе не за возможность пять лет иметь бесплатную визу в страны ЕС.
Цифровая экономика — это не специальность, а тренд, трудно прогнозируемый и непредсказуемый. В ней нужны как технари, так и гуманитарии. Но есть один единственный критерий, но есть один критерий, приемлемый для этого тренда — высочайшее качество подготовки специалистов.
Слова вице-премьера Василия Жарко, сказанные на итоговой коллегии Министерства образования о том, что унификации в сроках обучения не будет, обнадеживают. Хочется надеяться, что в этом вопросе будет найден не компромисс, а единственно правильное решение, основывающееся на понимании того, что сфера образования труднопрогнозируемый процесс, но ошибок здесь быть не может. Это тот случай, когда торопиться нужно медленно.