Выпускник 1990: я помню своих учителей, а вы?

© Sputnik / из личного архива Павла АнтоноваКоллектив преподавателей средней школы № 49 г. Минска в 1990 году
Коллектив преподавателей средней школы № 49 г. Минска в 1990 году - Sputnik Беларусь
Подписаться
В день встречи выпускников колумнист Sputnik Павел Антонов предлагает вспомнить своих любимых учителей и запускает флешмоб #мойучитель.

Наталья Кузьминична, Валерий Александрович, Галина Михайловна, Людмила Петровна, Вера Владимировна, Эльвира Андреевна, Людмила Васильевна…

Это имена-отчества моих школьных учителей, которые я помню всю жизнь. Большинство из них живы, кого-то, к сожалению, уже нет рядом с нами, светлая им память… А как звали ваших школьных учителей, что дали они вам в вашей жизни, чем запомнились?

Вся страна сейчас после публикации указа президента об отмене экзаменов в гимназии обсуждает последние изменения в системе среднего образования.

Круглый стол в пресс-центре Sputnik о реформах в образовании - Sputnik Беларусь
Видео
Большие перемены в школе: чем обернутся новые реформы

Для меня, закончившего обычную среднюю школу № 49 г. Минска в 1990 году, вообще не понятен весь этот шум вокруг школьного образования. Школы, гимназии, колледжи, лицеи — столько названий одного и того же ответа на вопрос — что мы хотим получить в головах молодых людей 16-17 лет по окончании любого из перечисленных учебных заведений?

Не буду касаться профессионального образования — не проходил. Скажу несколько слов за так иногда ругаемое или восхваляемое ВСЕОБЩЕЕ среднее образование времен окончания существования Советского Союза.

Я — сторонник мнения, что государство обязано выполнить статью 49 Конституции Республики Беларусь, которая гласит "Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования". Считаю, что это среднее, как минимум 8-летнее образование, должно быть у всех одинаково качественным. Как в столице, так и в любой деревенской школе страны. И зависит это не от названия учебного образования, а от людей, которые там работают.

Мои сознательные школьные годы попали на эпоху перемен, "перестройки", развала Союза. Спортивный класс в самой обычной средней школе в центре Минска (только потому, что рядом был бассейн, в котором мы тренировались). Подъем ежедневно в 5:45, две тренировки в день и полная школьная программа с 6-7 уроками в день, факультативами, классными часами, домашними заданиями и комсомольскими собраниями.

И мы не стонали, что нам надо много учить, мы не кричали, как некоторые родители сейчас, о том, что эти знания окажутся бесполезными и не нужными в будущей взрослой жизни. А все потому, что наши учителя смогли самые простые и обыденные уроки делать интересными, увлекательными и познавательными.

© Sputnik / Из личного архива павла Антонова8-й "С" класс средней школы № 49 г. Минска в 1988 году
8-й С класс средней школы № 49 г. Минска в 1988 году - Sputnik Беларусь
8-й "С" класс средней школы № 49 г. Минска в 1988 году

Наталья Кузьминична, Валерий Александрович, Галина Михайловна, Людмила Петровна, Вера Владимировна, Эльвира Андреевна, Людмила Васильевна…

Они были сами личностями и воспитывали в нас личности. Они могли позволить себе выйти из рамок школьной программы, это в советское-то время, и дать свой предмет так, чтобы знания по физике, математике, истории, географии, биологии, литературе, языкам и всем остальным предметам у нас остались на всю жизнь.

Да, не у всех учителей это получилось на 100%. Может, поэтому по имени и отчеству до сих пор вспоминаются  не они, а те, кто был настоящим педагогом.

Да, нам всем кому-то были интересны естественные науки, а кому-то гуманитарка. Да, кто-то получал тройки по одним предметам и пятерки по другим. Но, никто не тянул весь класс, как говорят сейчас, "вниз". Потому что все были в состоянии выучить любой предмет по тем учебникам, которые у нас были. Никто не знал слово репетитор, потому что у всех была возможность подтянуть свои знания или получить что-то новое по интересующему его предмету на факультативе. Все получили хороший, большой объем знаний общей эрудиции для осознанного выбора своего дальнейшего жизненного пути и продолжения обучения в разных вузах.

© Sputnik / из личного архива Павла АнтоноваВыпускной 11-й "Б" класс средней школы №49 в 1990 году
Выпускной 11-й Б класс средней школы №49 в 1990 году - Sputnik Беларусь
Выпускной 11-й "Б" класс средней школы №49 в 1990 году

Моя молодая 22-летняя классная Наталья Кузьминична смогла доказать нам, что учитель может быть не только преподавателем ботаники-зоологии-биологии, но и самым лучшим другом на всю жизнь. Смогла показать, что учеба не начинается и не заканчивается в классе, а продолжается каждый момент всей твоей жизни за пределами школы. До сих пор…

Александр Лукашенко на педсовете 24 августа - Sputnik Беларусь
Радио
Лукашенко: почему мы не слышим о современных учителях-новаторах?

Наш первый и единственный "учитель года" Советского Союза Валерий Александрович Гербутов создал свою уникальную систему преподавания физики и астрономии. Да такую, что любой гуманитарий, вроде меня, через 45 минут после звонка с удивлением слышал его слова об окончании урока, который пролетал за минуту. Он смог объединить свою физику и все остальные предметы в школе в один непрерывный процесс обучения. Его оценка на выпускном экзамене по физике в нашей школе ценилась так, что вступительный в любой белорусский ВУЗ уже не требовался.

При формальном отсутствии профильных выпускных классов у нас работа на уроках была организована по подгруппам так, что "физики" и "лирики" на своих любимых предметах получали свой уникальный дополнительный материал не нуждаясь в дополнительных занятиях.

Казалось, забытая на всю жизнь физика и математика, вдруг вернулись через почти 30 лет после школы — стоило только пойти учиться управлению парусной яхтой. Фраза капитана: "Вспомни из школы…" — и невероятным образом всплыли из памяти не только законы физики, но и правила алгебры, и тригонометрия. А все благодаря тому, что наша математик Людмила Петровна давала нам их не только по школьному Перельману, но и по вузовскому Сканави. И все усваивали, всем хватало хорошей 8-летней базы для понимания предвузовского курса.

Мы спорили на уроках истории и обществоведения Эльвиры Андреевны о политическом устройстве государства на примерах проходящих съездов народных депутатов и шествиях народных фронтов.

Свободомыслие в школе стало поводом для съемок прогремевшего на весь Союз документального фильма режиссера Юрия Хащеватского "Здесь был Крылов", в котором откровенно подняты проблемы перестроечной школы: преподавание материала, выбор уроков, педсоветы, сосуществование официального комсомола и неформального лидерства.

Пуская съемочную группу в школьную жизнь, наш директор Вера Владимировна понимала и принимала то, что эта жизнь уже никогда не будет прежней, но даже она не представляла каким эхом перемен этот фильм отзовется на всей системе советского среднего образования. Но пустила и вместе с фильмом поменялась и сама.

Мы устраивали битвы (сейчас бы сказали — батлы) стихотворений Есенина и Маяковского на уроках литературы Людмилы Васильевны, а также учились принципиальности у наших учительниц — мам наших одноклассниц, которые девчонок гоняли на своих предметах до слез. И все это было в самой обычной средней школе Минска.

© Sputnik / Из личного архива Павла АнтоноваВыпускной альбом 11-го "Б" средней школы №49 г. Минск
Выпускной альбом 11-го Б средней школы №49 г. Минск - Sputnik Беларусь
Выпускной альбом 11-го "Б" средней школы №49 г. Минск

Я не призываю к возврату к старой советской системе образования. Просто хотелось бы, чтобы поднимая сейчас тему отмены экзаменов в гимназиях, больше задумывались об учителях, которые в этих самых гимназиях, школах, лицеях и колледжах работают. Мне кажется, не важно, как называть здание, в котором проходит процесс обучения. Важно — кто и что вложит в головы наших детей.

Кому из своих учителей благодарны вы? Оставляете комментарии под этим материалом и в наших аккаунтах в социальных сетях под хештэгом #мойучитель.

Лента новостей
0