Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 февраля принял ряд кадровых решений и назначил руководителей ведущих государственных СМИ. В частности, новых начальников получили издание "СБ. Беларусь сегодня", телеканал СТВ, Белтелерадиокомпания.
Особенно интересно, что пост главного редактора газеты "СБ. Беларусь сегодня" покинул патриарх отечественной журналистики Павел Якубович.
Обращаясь к вновь назначенным руководителям, Александр Лукашенко отметил, что у него нет претензий к работе предыдущих кадров. Это значит, что замысел президента заключается не столько в замене одних персоналий другими, сколько в изменении ключевых подходов в работе государственных СМИ, то есть, в осуществлении новой информационной политики, для чего и понадобились новые кадры.
Интернет — ахиллесова пята государственных СМИ
Система информационной работы в Беларуси выстроена по лекалам, которые еще в 90-х годах прошлого века были созданы в том числе и упомянутым Павлом Якубовичем. Этот подход заключается в прямом контроле телеканалов и большинства печатных изданий со стороны государства, которое является собственником и координатором информационной политики.
Соответственно, основные задачи данных СМИ состоят в доведении населению решений органов власти, получении обратной связи через "обращения граждан", воспитании "правильных" качеств, таких как патриотизм, социальная ответственность, уважение к закону и пр.
Основная ставка в информационной политике на протяжении многих лет была сделана на "позитив", то есть трансляцию через СМИ исключительно положительной информации о белорусской действительности, успехах и достижениях "сильной и процветающей страны", что порой приобретало черты излишней сервильности.
Понятно, что с развитием интернета позиции государства в сфере информирования населения серьезно пошатнулись. Появилось большое количество т.н. "независимых" ресурсов, которые на самом деле являются не в меньшей степени "зависимыми" и "государственными", чем отечественные СМИ. Ярким примером являются и радио "Свобода", которое напрямую финансируется Госдепом США, и телеканал "Белсат", существующий за счет средств польского и британского бюджетов.
При этом, в отличие от белорусских государственных медиа, долгое время работавших по старым лекалам, "альтернативные" СМИ как раз таки ринулись занимать свободную нишу в Интернете, и нужно признать, что небезуспешно.
В десятке наиболее популярных ресурсов в разделе "Новости и СМИ", по версии счетчика Liveinternet, всегда присутствуют не менее 5-6 ресурсов оппозиционной направленности, в то время как сайты БЕЛТА и "СБ. Беларусь сегодня" не всегда попадают в первую тройку. Что касается сайтов иных государственных СМИ, то их показатели и вовсе выглядят достаточно печально.
То же самое касается работы по продвижению информации в социальных сетях. Например, количество подписчиков газеты Администрации президента "СБ. Беларусь сегодня" в социальной сети Facebook составляет 3899 человек, в то время как у многих отечественных аналитиков аудитория не меньше, а у некоторых — и в разы больше. При этом каждый из них, не имея штата сотрудников, развивает свой профиль самостоятельно и так же, как и "СБ", подает информацию в конструктивном для государства ключе.
Получается, что вопрос заключается не в том, что прогосударственная информация не востребована, а в том, что отечественные медиа не сумели "оседлать" новые способы коммуникации с населением, которые стали доступны с появлением интернета.
Новая информационная политика
Представляет интерес еще одна мысль президента, высказанная в напутствии новым назначенцам: "достать молодежь из телефонов, компьютеров и заставить читать газету у нас вряд ли получится".
То есть, Лукашенко изменил свое отношение к сети: c восприятия интернета как "помойки" до понимания важности IT-технологий и использования интернет-пространства в целях продвижения информации. Также занимательно, что за несколько дней до нынешних назначений заместитель главы Администрации президента Максим Рыженков заявил, что "СМИ необходимо быть более активными в социальных сетях".
"Партия сказала "надо" — комсомол ответил "есть", и вот уже министр информации Алесь Карлюкевич сообщает о том, что вверенное ему ведомство в нынешнем году "сделает акцент на работе с интернет-СМИ".
При этом очевидно, что данные заявления, как и новые кадровые назначения, — это вовсе не ситуативная реакция, а реализация некоего государственного плана. Ведь перестановки в секторе госСМИ и структуре Мининформа идут полным ходом уже более полугода.
Еще в марте 2017 года по истечении срока контракта был уволен председатель правления ОНТ 62-летний Григорий Кисель, а на его место назначен Марат Марков, 1969 года рождения.
Затем на позицию министра информации вместо Лилии Ананич был назначен Алесь Карлюкевич, а на должность заместителя министра — бывший советник-посланник посольства Беларуси в РФ, экс-руководитель пресс-службы президента Павел Легкий.
Кроме того, в ноябре 2017 года в Беларуси была создана Межведомственная комиссия по безопасности информации, председателем которой стал государственный секретарь Совета Безопасности Станислав Зась.
Таким образом, представляется, что нынешние кадровые решения — это продолжение последовательности действий по выстраиванию новой информационной вертикали в преддверии значимых политических кампаний 2019-2020 годов.
Уже сейчас ясно, что основная цель новой информационной политики заключается в перехвате инициативы в интернете, разработке и реализации новых форм донесения информации.
Прецедент блокировки радикального сайта "Хартия 97", осуждение т.н. "публицистов", работавших на российское агентство "Регнум", демонстрируют, что новая команда управленцев настроена решительно и готова использовать возможности законодательства для отстаивания государственных интересов в сфере информационной безопасности.
Стоит ждать "встряски" государственных СМИ и активизации их присутствия в социальных сетях, появления форматов работы с блогосферой со стороны Мининформа и пр.
Такой подход абсолютно логичен, так как белорусский сегмент интернета стремительно развивается. На сегодняшний день наша страна занимает 23-е место в мировом рейтинге распространения широкополосного доступа (ШПД) и только 3% белорусов в возрасте 16-24 лет не пользуются социальными сетями.
Однако возникает вопрос: не слишком ли поздно белорусские власти обратили внимание на интернет и сможет ли система государственных СМИ адаптироваться к новым правилам информационной политики, создать объективные и популярные каналы донесения информации? Ведь очевидно, что в нынешних условиях одного позитива и лояльности недостаточно — нужен аргументированный диалог с пользователем, такая форма подачи материалов, чтобы позиция белорусского государства выглядела убедительнее, чем у его оппонентов.