Министерство антимонопольного регулирования и торговли предложило ряд изменений в правила продажи некоторых товаров. Некоторые из них уже практикуются, но не закреплены законодательно. Корреспондент Sputnik Валерия Берекчиян выяснила у представителей крупных объектов торговли в Беларуси, как они оценивают нововведения.
Примерить украшения можно будет без консультанта
Ювелирным магазинам министерство предлагает разрешить выставлять в торговом зале мерные слитки, ювелирные украшения, сусальное золото и серебро, монеты, ограненные драгоценные камни таким образом, чтобы покупатель мог посмотреть или даже примерить их самостоятельно, не привлекая продавца-консультанта.
Представители торговой сети Ziko инициативу воспринимают с опаской: даже если ссылаться на опыт зарубежных стран, специалисты ни разу не встречали товарной раскладки, при которой драгоценности лежали бы в открытом доступе.
"Ювелирное украшение — это не повседневная покупка: стоит оно недешево, так что к такой трате человек подходит основательно. Консультация специалиста нужна всегда: на бирках нет никакой информации о пробе или камнях, а при покупке кольца нужна помощь с размером", — рассказала начальник отдела маркетинга Ziko Ирина Стародубцева.
Кроме того, считают в компании, такая раскладка поставит под угрозу сохранность изделий и повлечет дополнительные затраты.
"Даже в продуктовых магазинах на дорогих товарах висят магниты. Как промаркировать мелкие ювелирные изделия таким образом, чтобы их можно было комфортно примерить? Магниты будут некрасиво выглядеть и на витринах, повлекут за собой необходимость увеличения полочного пространства и обеспечат дополнительные расходы на эту маркировку", — высказалась она.
Отдельный стеллаж такого образца для не ювелирной продукции тут устанавливать тоже не станут.
"В ассортименте есть часы, но и они явно потеряют товарный вид, если каждый будет брать их в руки — стекло может поцарапаться, ремешок — порваться. Выходит, нужен тестовый экспонат, который придется постоянно менять, чтобы он имел товарный вид. Крайне маловероятно, что мы введем подобную раскладку в обозримом будущем", — резюмировала Стародубцева.
Продуктовые магазины обяжут указывать цены за килограмм и литр
Магазины с продовольственными товарами МАРТ планирует обязать указывать на ценниках стоимость товара за литр или килограмм, если сам он весит меньше или больше. На данный момент такая практика уже встречается во многих столичных гипермаркетах, однако, по словам некоторых покупателей, в отдельных ситуациях только запутывает их.
В сети гипермаркетов Bigzz такие сведения на товарах указывают давно, однако усиленно этот факт не контролируют в силу того, что мера не закреплена законодательно.
"Внедрим без вопросов: это неплохая мера, мы наблюдали такой опыт у зарубежных коллег и проводили аудит по этому вопросу ранее, выясняя, возможно ли это технически. Для покупателя это дополнительная информация, благодаря которой он сможет контролировать ценообразование в разных магазинах: постоянно покупая один и тот же товар, человек будет обращать внимание на цену за килограмм в том или ином магазине и отдавать какому-то из них предпочтение", — пояснили собеседники Sputnik.
В строительном: не рвать упаковку для проверки и бесплатно грузить тяжелый товар
Строительные магазины (при согласии покупателя) смогут не проверять комплектность и документацию стройматериалов, если для этого необходимо вскрывать упаковку. Дело в том, что некоторые товары упакованы так, чтобы зафиксировать детали в определенном положении по отношению друг к другу.
Представители строительного гипермаркета "Материк" не видят в инициативе никаких новшеств.
"Упор в инициативе сделан на герметичные вакуумные упаковки, которые не вскрываются и сейчас. Хорошо, если при вскрытии такой обнаруживается дефект и идет отбраковка, в противном же случае, товар должен быть обязательно куплен, а так происходит не всегда. Так копится неликвид", — пояснила директор магазина "Материк" Елена Цагейко.
По ее словам, сегодня законодательство обязует продавца продемонстрировать комплектность и работоспособность, и распространяется это правило на сложный технический товар (например, электроинструмент). В вакуумной же упаковке продается единичный интерьерный товар (никелированные шланги, души, лейки), который имеет прозрачную упаковку.
"Он герметично упакован, чтобы не царапался, но если там и есть мелкие детали, они видны: нет необходимости ничего вскрывать, производитель все предусмотрел", — высказалась Цагейко.
Также продавец сможет самостоятельно решить, продавать ли товары поштучно или на вес, поскольку такая практика зачастую приводит к потерям и, как следствие, образованию неликвидных остатков.
"Если товар пришел уже в целостной упаковке с указанным весом, а стоимость установлена за содержимое (к примеру, коробка шурупов в 100 граммов за 5 рублей), мы не обязаны делить его и сейчас. Но когда покупатели просят продать им, например, один пенополистирольный лист (в упаковке 4 штуки), мы идем им навстречу. То есть эта инициатива нас защищает, но другой вопрос в том, насколько будет удовлетворен покупатель, если мы будем в общении с ним ссылаться на закон", — высказалась директор.
Кроме того, магазины могут обязать бесплатно грузить крупногабаритные товары весом больше 25 килограммов в автомобиль покупателя на близлежащей парковке
"В чем новшество? Два года назад МАРТ приезжал к нам с проверкой и, увидев на парковке покупателя, который сам грузил такой товар в машину, наказал нас за это. Такой пункт уже есть в правилах розничной торговли: наши грузчики или продавцы всегда помогают с погрузкой по требованию покупателя, просто есть люди, которые делают это самостоятельно", — пояснила Цагейко.