Ситуация вокруг моста через Припять, который соединяет Житковичи и Туров, накалилась в начале недели: из-за ледохода людей не могут перевозить на катерах, понтонная переправа не работает. Десятки людей не могут попасть из Житковичей в Туров, где у многих работа. Единственный вариант — объезд через Мозырь. А это — семь часов дороги.
Корреспондент Sputnik Евгений Казарцев побывал у аварийного моста и выяснил, как развиваются события.
Альтернатива — семь часов дороги
Жители Житковичей собираются под мостом уже ранним утром — кто-то добирается сюда на машине и оставляет ее у моста, других подвозит маршрутка.
"Сколько там? Три-пять рублей — и уже тут", — рассказали рыбаки, которые ловят рыбу на льду в двухстах метрах от аварийного моста.
Каждое утро местные приезжают сюда с надеждой: не заработал ли катер. Но сегодня счастья опять не случилось.
Самые смелые поднимаются по заснеженной лестнице к мосту, переступают поручни и заходят за первое ограждение. На нем висит табличка, гласящая, что движение через мост запрещено. За инструментами дорожников еще одно заграждение — внушительное, с колючей проволокой.
Пока один молодой человек рассеянно топтался возле него, прикидывая, стоит рисковать или нет, его опередил бойкий мужчина лет шестидесяти: перелез через ограду и побежал по аварийному мосту.
"Мне на работу надо. А что делать? Начальство предложило оформить командировку, получать полтора рубля суточных и жить у какой-нибудь старушки в Турове. Но мне это не подходит", — объясняет молодой человек.
Он еще посомневался, потом махнул рукой и полез через ограду — в РАЙПО, где он работает, нужно быть через полчаса, а еще от моста сколько идти. Следом за ним перелезла и женщина средних лет.
"Не надо меня снимать, не хочу проблем", — раздраженно бросила она.
За ситуацией отстраненно наблюдают два пожилых сотрудника "Гомельавтодора".
"Нам сказали — не пускать никого. Но что я могу? Задержать не имею права по закону. Мне что, драться с ними? Могу еще проволоку натянуть, но все равно перелезут. Говорят: нам на работу, и иди ты. И идут каждый на свой страх и риск", — пояснил один из дорожников.
Люди подходят целыми группами, кордоны из дорожников их не слишком пугают.
"Нам на завод (молочный — Sputnik) надо. Если через Мозырь ехать, как сейчас предлагают, так это в три часа ночи вставать и выходить, ехать семь часов туда-назад. Проще вообще там поселиться", — рассказала девушка в яркой куртке и перелезла через ограду.
Следом за ней перелезли еще четыре девушки и один мужчина, последней перебиралась женщина средних лет — ее уже на той стороне поддерживали коллеги. Дама быстро перелезла, подала сумку мужчине. "Не в первый раз же", — посмеялась она.
Некоторым работающим в Турове предложили брать отпуска за свой счет, кому-то обещают помочь с поездками — но мало кого устраивает "кругосветка" в семь часов.
"По телевизору сказали, что все хорошо"
Местные жители к проблеме с мостом относятся философски: привыкли и к понтону, потом — к катерам, затем — к объезду через Мозырь. А теперь — и перебегать его. Варианты, говорят, всегда найдутся.
"Моей сестре надо к нам в поликлинику, живет она в Турове. Там многих специалистов нет. Буду встречать на середине моста", — пояснил местный житель.
И хотя приспособились решать проблемы по мере их поступления, на то, что когда-то ситуацию с мостом наладят, все-таки надеются.
"По телевизору говорят, что все хорошо у нас. А как людям добираться на работу, к врачу, к родственникам? Один раз вообще сказали — мол, переправу сделали. Наши сразу все сюда из города ломанулись (от Житковичей до моста — 18 километров — Sputnik), а тут все пальцем у виска крутят: с чего вы взяли, нет никакой переправы. Вот бы правду показали, как здесь живем", — посетовал пенсионер Василий Петрович.
Претензии жителей к журналистам можно понять: местная газета "Новое Полесье" о проблеме почти не пишет, а единственным источником информации здесь становятся "сарафанное радио" и сообщества в социальных сетях.
А там чего только нет: от расписания маршруток до лайфхаков, как перебежать мост, чтобы не оштрафовали.
"Почему нельзя сделать понтон, просто натянуть что-нибудь и от шуги так ограничить. Или лед рубить и на катерах", — недоумевал водитель Иван.
Как пояснили Sputnik специалисты, такие варианты исключены: в случае обрушения моста (а это может случиться в любой момент) понтон просто снесет волной и есть угроза жизни людей. Но люди недовольны, что никто им ничего толком не объясняет: сколько еще придется терпеть такие неудобства, как будут решать проблему.
"Немцы за две недели построили"
Днем перебежчиков через мост значительно меньше: на стороне Турова стоит милиция и штрафует за переход по аварийному мосту. Штраф — одна базовая величина, 24 рубля.
"Там девочек одних хотели оштрафовать, те отмахнулись и убежали. И ничего", — аргументировала местная жительница и добавила, что при желании избежать неприятностей можно.
"Вы понимаете, что мост может в любой момент рухнуть?" — спросили корреспонденты Sputnik у двух девушек, перелезающих через ограду.
"А что делать? У нас работа. Да и не рухнул пока. Пытаются остановить, конечно, но все все понимают. Мы их (дорожников — Sputnik) не видели, и они нас", — рассказали они.
Как полностью остановить "самоходов" через мост, никто не знает. Тем более что тогда люди попытаются идти по льду, что может быть еще опаснее.
Днем к мосту приехали военные — на берегу у них разбит лагерь. Прямо там, где все подтоплено из-за ледового затора. Но подойти к нему не получилось — вода не дала. Солдаты выругались, обули высокие резиновые сапоги, перегрузили инвентарь и отправились на грузовике.
"Моя бабка рассказывала, в войну здесь немцы за две недели мост построили и танки по нему пускали. У наших потом еще целая проблема была взорвать его. Так это когда было? А сегодня двадцать первый век, неужели нельзя решить проблему?" — задался риторическим вопросом один из подошедших к нам дорожников, также местный житель.
Еда есть — и то хорошо
Главная жалоба местных жителей — из Житковичей в Туров и обратно не добраться. А остальное не так плохо.
"Продукты все у нас есть, проблем никаких. Все, что и было, то и привозят — может, это сложнее, но главное что привозят", — рассказали в одном из местных магазинов.
И действительно: на полках есть и мясо, и хлеб, и газированные напитки, соки, алкоголь, крупы, котлеты — все, что угодно. Лежит и продукция Туровского молочного комбината — того самого, путь к которому составляет семь часов.
Перебоев нет и с непродовольственными товарами: в магазинах техники исправно принимают и доставляют заказы, все поступает вовремя. Так же — и в других торговых точках райцентра.
А единственная гостиница "Четверть века" полна "под завязку". Здесь живут дорожники, спасатели, другие командированные специалисты.
Как долго в Житковичах будет подобная ситуация, никто не знает. Но местные жители не отчаиваются. И, с присущей полешукам смекалкой, решают проблему, как умеют.
"Ну когда-нибудь же этот мост починят", — заметила одна женщина и отважно махнула через ограду закрытого моста.