Если белорусы не примут роботизацию, зарплаты будут маленькими, а цены высокими, считает один из разработчиков коммунального робота Юрий Поздняков. Он занимается созданием машины, которая будет одинаково успешно работать и в сельском хозяйстве, и на уборке территории небольшого предприятия, сможет самостоятельно определять, пора ли расчистить снег, и даже разминирует поле.
Как при белорусском заводе "Оптрон" группа частных компаний реализует фантазии футурологов, посмотрела корреспондент Sputnik Елена Васильева.
Белорусские перспективы итальянского робота
У проходной завода "Оптрон" стоит небольшой итальянский робот, обучен итальянец немногому — главным образом, чистит пляжи. Сейчас робот управляется вручную с помощью джойстика, белорусы же планируют обучить его расчищать снег, патрулировать и даже разминировать территорию и оснастить системой автопилота. На вопрос о том, у скольких людей этот робот отнимет работу, разработчики посмеиваются: у многих.
"Это полностью итальянский образец, а к лету почти ничего итальянского в нем не останется, многое переработаем. Итальянская компания Dronyx одобрила наши идеи по доработке систем ориентирования, автономности, а также по батареям. Поменяем и траки — этот робот предназначен для перемещения по песку, он обычно работает на уборке пляжей, а мы будем привязывать к нашей территории", — пояснил глава компании "Лаборатория 7" Юрий Поздняков.
Системой автопилотирования занимается компания "Дивионикс", а собирают робота сотрудники завода "Оптрон". Хоть итальянский робот и привык к пляжам, корреспондентам Sputnik он демонстрирует и готовность работать в снегу. Маленький робот способен тянуть за собой автомобильный прицеп. Когда белорусы доработают систему автопилотирования, робота можно будет выпускать на дорогу спасать застрявшие в снегу машины.
Справиться с низкими температурами сложнее, чем со снегом. Итальянская батарея может не выдержать белорусских морозов. Разработчики планируют заменить ее на литий-титанат, и тогда робот сможет работать на одной такой батарее до тридцати лет.
"Главное преимущество литий-титаната — в быстрой зарядке: роботу будет достаточно десяти минут, чтобы зарядиться. А количество гарантийных циклов зарядки достигает двадцати тысяч. Сейчас в итальянском экземпляре стоит литий-ионная батарея, такой элемент служит около шести лет", — рассказал Поздняков.
Разрядившись, робот сам будет отправляться к розетке каждые час-два. И уже через десять минут будет готов продолжать работу. Итальянцы оценили разработку белорусов и готовы перекупить некоторые идеи.
Победит ли робота трактор
Учитывая специфику рынка, белорусам удалось убедить зарубежных партнеров позволить продавать робота по цене почти в полтора раза более низкой, чем итальянский образец. В Беларуси, России, Украине и Казахстане усовершенствованную модель робота с ручным управлением можно будет купить примерно за 10 тысяч долларов, а итальянский образец стоит 16 тысяч евро.
Главный конкурент робота не человеческий труд, а трактор МТЗ. Стоит он примерно на 40-50% дешевле роботизированной машины. Разработчики утверждают, что, несмотря на свою стоимость, робот окупается.
"Робот не потребляет топливо, он автономен, сможет самостоятельно ориентироваться. А оператору не нужно специальных знаний, чтобы им управлять. В комплекте будет идти планшет, и человеку достаточно нажать на кнопку, чтобы поставить машине задачу. Позже планируем организовать единый центр сопровождения, где будут находиться операторы, которые смогут удаленно анализировать неисправность машин", — пояснили разработчики машины.
Пока что робот не готов работать на благо сельского хозяйства страны — для этого он слишком мал. А вот для частного подворья или нужд компании его сил хватит. В следующем году к роботу планируют добавить дрон, и в паре они смогут полностью отвечать за состояние частной фермы. Робот вскапывает землю, а дрон орошает поля. А когда белорусское законодательство будет готово принять дронов-грузоперевозчиков, его можно будет использовать и для транспортировки небольших грузов.
В России такие пары уже работают, и не на частников, а на сельское хозяйство в целом. Речь идет о пятитонных роботах. Разработчики сравнивают трудозатраты: для обслуживания самолета Ан-2, который используется в орошении полей, нужно несколько человек, еще несколько — для трактора, а для робота достаточно одного оператора.
Выйдет ли робот на улицы
Пока что робот не готов расчищать проспект Независимости. Дело не только в размерах: разработчики смеются, что маленький робот "едет, как танк" — но и в законодательстве. Из ЖКХ с предложениями еще не обращались, так что расчет пока на обычных белорусов.
Разработчики планируют расширять спектр навесного оборудования. Чем больше оборудования — тем больше умений у робота. Разработчики с сожалением констатируют и важность материальной составляющей: чем больше инвестиций — тем быстрее работа.
"У нас нет задачи создать полностью белорусского робота. Мы заказываем комплектующие из Италии, Китая, Беларуси, не стремимся к стопроцентному импортозамещению", — рассказал директор "Л7".
Так чью работу отнимет машина?
Разработчики уверены: если роботы и отнимут чью-то работу, люди смогут переучиваться на более высокооплачиваемые специальности. В пример приводят Японию, где прорабатывается возможность выплат в бюджет за право взять на работу машину. Эти средства тратятся на переобучение.
"В противном случае столкнемся с подорожанием продукции. За рубежом будут высокие зарплаты и дешевые продукты, а у нас — низкие зарплаты и дорогая продукция", — пояснили разработчики.