Офис "Яндекса" в Минске работает с 2011 года и, кажется, будет продолжать свою деятельность еще долго. За шесть лет существования команда в столице Беларуси увеличилась с десяти человек до 150, постоянно продолжается разработка новых продуктов и проектов. Как работает "Яндекс" в Минске и сложно ли попасть в одну из крупнейших IT-компаний, выяснял корреспондент Sputnik Евгений Казарцев.
Лиловый, оранжевый и цветы
Своеобразными гидами по офису для Sputnik выступили региональный менеджер "Яндекса" в Беларуси Егор Цыганок и HR-менеджер Анна Ширякова. Беседа началась в переговорке "Беловежская пуща", потом продолжилась в одном из кофепоинтов и в коридорах и кабинетах "Яндекса". К слову, минский офис компании занимает пять этажей бизнес-центра.
"У каждого этажа — свой цвет. Вот зеленый, есть лиловый, оранжевый", — рассказал Цыганок.
Оригинальный подход и к названию комнат для переговоров и встреч: "Делай дело", "Немига", "Беловежская пуща", "У нескладовае".
"Стараемся давать белорусские названия. Когда придумываем новое — устраиваем "мозговой штурм", накидываем разные варианты. Потом все голосуем и выбираем лучшие. Такая вот демократия", — добавил менеджер.
Сотрудники минского офиса "Яндекса" разделены на команды, каждая занимает отдельные кабинеты. В них — не простое рабочее пространство с компьютерами и столами, здесь к подобному относятся проще. В кабинете разработчиков беспилотного автомобиля стоит целый набор настольных игр, в другом офисе есть плюшевый Чебурашка, еще в одном — баскетбольное кольцо. Обязательный атрибут — максимум пространства занимают комнатные растения.
"Каждый работает так, как ему удобно. Я, например, люблю работать лежа — у нас есть ковровые покрытия и пуфы. Часто спрашивают, насколько нормированный у нас график работы. Вообще не нормированный — офис открыт круглосуточно, если проект "горит", то тут могут сидеть долго. И главное — создание комфортных условий. Компания закупает сотрудникам фрукты и сладости, есть кофемашины и много видов чая, каши и какао, привозят со службой кейтеринга обеды", — сказал Цыганок.
Комфортные условия помогают в работе, уверены в "Яндексе". Так же, как и отсутствие барьеров: с первого дня работы здесь все друг к другу "на ты".
— То есть новый сотрудник может сразу подойти и сказать "Эй, Егор"?
— Да, так часто и делают. Надо, чтобы человек понимал, что может в любой момент подойти с вопросом. И чтобы не было никаких барьеров, — ответил Егор.
Еще один интересный момент: на многих стенах здесь можно писать. "Вот начали мы в столовой говорить, пошла идея — чтобы сразу записать можно было. Творческое начало надо поддерживать и развивать", — уверены в "Яндексе".
Работа команд через сотни километров
Минский офис "Яндекса" занимается и мобильным браузером, и "Толокой", и беспилотным автомобилем, и другими продуктами компании не в одиночестве: команды продуктов рассредоточены в нескольких регионах/офисах IT-гиганта.
"Например, если команде нужно быть на связи с офисами в Санкт-Петербурге и Новосибирске, ищем возможность для того, чтобы все могли находиться в контакте какое-то время — скажем, с двенадцати до двух дня. Потому что если разработчики продукта территориально в Беларуси, это не означает, что они делают продукт только для одной страны. Команда может делать проект для России или для всех рынков, где присутствует "Яндекс". Работа идет не только на местный продукт, но в целом на "Яндекс", — пояснил Цыганок.
Как добавила Анна Ширякова, та же "Толока" начиналась в Минске, но позже расширилась — часть команды теперь работает в Петербурге.
"Мы действительно не привязываемся к конкретной локации. В компании предусмотрена и возможность ротации. Скажем, если разработчик много лет работает над проектом и ему для своего роста и интереса хотелось бы сменить продукт — мы это поддержим. Вопрос и выгорания, и улучшения профессиональных навыков, и интереса разработчика к продукту", — рассказала HR-менеджер.
Например, на момент встречи центр разработок "Яндекса" имел 14 открытых вакансий — причем часть из них актуальна сразу на все локации, где собраны команды, то есть как Минска, так и, скажем, Петербурга или Москвы.
Иди в "айти": для работы главное — знание, а не диплом
Один из самых частых вопросов о таких гигантах, как "Яндекс" — реально ли устроиться туда на работу, особенно молодому специалисту.
"Начну с себя, потом Аня (Ширякова — Sputnik) добавит, это ее тема. Когда я только пришел сюда на работу, со мной в кабинете сидел парень лет 18, он учился на втором курсе института. Что меня поразило: как на встречах внутри команды его слушали. Вопрос не в том, сколько тебе лет и какое образование, а какие у тебя знания и навыки", — рассказал Цыганок.
По словам HR-менеджера минского офиса, у "Яндекса" существует много образовательных программ — в Минске периодически проходят специальные мероприятия для тех, кто заинтересован в учебе.
"У нас есть стажировки, ежегодно есть большая летняя стажировка. На ней начинающие специалисты могут как получить практический опыт на реальных "боевых" задачах, так и зарекомендовать себя для будущей работы", — отметила она.
Главное, подчеркнули собеседники Sputnik, владение базовыми знаниями и умением учиться. Поэтому теоретически попытать силы в "Яндексе" мог бы и более взрослый сотрудник, проработавший всю жизнь в другой сфере, но окончивший курсы или IT-школу и нашедший себя в этом.
"Спрос на сотрудников в сфере на рынке больше, чем предложение. IT-сфера быстро растет, поэтому за классных специалистов большая конкуренция. Мы со своей стороны предлагаем условия работы, интересные продукты и проекты — так, чтобы с нами хотели оставаться и у нас работать", — добавила Ширякова.
Пригласить человека могут и сами "яндексоиды" — скажем, на мероприятии иногда докладчики сами говорят, что у них есть вакансии в команде. "Но с печеньками под окнами конкурентов не стоим", — посмеялись собеседники Sputnik.