Основатель Facebook Марк Цукерберг уже потерял столько-то миллиардов из-за падения цены акций и скандала вокруг утечки данных.
Суть конфликта в том, что потерянные данные могли быть использованы компанией Cambridge Analytica не только для рекламы микроволновки пользователю, о котором известно, что он женщина, но и для агитации за Трампа пользователя, о котором известно, что он мужчина с угодьями во Флориде.
Не вдаваясь в рассуждения о том, как неэтично красть данные пользователя, который всего-то и хотел узнать, кто он из семи гномов, поговорим о том, почему социальная сеть не так уж и виновата в том, что вам, будь вы белокожим американцем, могли подсунуть рекламу предвыборной кампании Трампа.
Обвинения в сторону Facebook в том, что он повлиял на исход выборов в США, не новы. Цукербергу приходится оправдываться довольно часто. Еще год назад он писал:
"Трамп говорит, что Facebook против него, либералы говорят, что мы помогли Трампу. Обе стороны расстраиваются из-за идей и контента, которые им не нравятся".
Но даже если ваши данные действительно украли и в самом деле подсунули вам контекстную рекламу, которая должна была повлиять на ваше поведение, это не многим отличается от агитации в актовом зале условного дома культуры. Разница все же есть — в охвате аудитории. Но как в актовый зал придут потенциальные сторонники, так и в соцсети рекламу покажут тем, кого она может заинтересовать.
За вами следят, это точно: Facebook рассказал, как допустил утечку данных
Алгоритмы Cambridge Analytica, как оказалось, знают нас довольно неплохо. И если от друзей в политическом диспуте в мессенджерах можно скрыть, что на самом деле вам хотелось бы, чтобы в стране N жило поменьше мигрантов, то скрыть это от алгоритма, который анализирует вас без поправки на давнее знакомство, будет сложнее.
Все мы научились устанавливать антивирус, когда отложили достаточно денег на свой первый компьютер. Но если о компьютере мы заботились, потому что он материален и за ним стоит довольно ощутимое вложение, то об аккаунте в социальных сетях не печемся, потому что регистрация всегда была и будет бесплатной. Скандал вокруг утечки данных показал, почему нужно позаботиться о настройках конфиденциальности – это как первый вирус, схваченный компьютером и незаметно съевший документы.
Но это были не самые важные документы. Потому что, сколько бы ни писали медиа о том, что Facebook привел к власти Трампа и даже поспособствовал Brexit, не стоит все беды сваливать на влияние на нас соцсети и ее алгоритмов. Не алгоритмы захотели построить стену на границе с Мексикой — алгоритмы нашли тех, кому эта идея может понравиться.