МИНСК, 23 апр — Sputnik, Тимур Селиванов. По всему миру растет поколение читателей, уверена глава международного конкурса "Живая классика" Марина Смирнова. В ее проекте участвуют дети со всего мира, которые декламируют русскоязычную прозу. С 2011 года уже десять миллионов молодых чтецов посоревновались за победу. В мае 2018 года на финале "Живой классики" в лагере "Артек" соберутся дети из пятидесяти стран.
Дети-шпионы?
Планов на покорение мира у организаторов "Живой классики" не было, проект затевался как эксперимент. Однако уже первый финал всероссийского конкурса собрал пятьсот зрителей, и Марина Смирнова поняла: проект интересен и детям, и взрослым. Вскоре охват "Живой классики" увеличился до двух с половиной миллионов участников.
Международным конкурс стал тоже случайно. Дети за рубежом передавали весть о "Живой классике" по "сарафанному радио" и активно присылали заявки. В 2013 году на конкурс в Москву приехали ребята из Армении, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Украины, Турции и Польши. А через три года "Живая классика" побила рекорд: между собой соревновались чтецы из восьмидесяти стран.
К сожалению, стабильной господдержки "Живая классика" не получает.
"Мы уже много лет не видим помощи со стороны "Россотрудничества". При этом международных проектов, альтернативных нашему, просто нет. А ведь продвигать русский язык нужно именно среди детей. Это политически важно! Если не работать с молодым поколением, количество знающих русский язык в мире с каждым годом будет падать", — сетует Смирнова.
Политика действительно влияет на "Живую классику", но не лучшим образом. Анонс финала детского конкурса, который проходит в крымском "Артеке", провоцирует интернет-троллей на крики в соцсетях: "Лучше не возвращайтесь оттуда!", "Мы вас найдем на родине!"
"В лагерь некоторых детей мы привозим инкогнито, а интервью для нашего сайта они дают анонимно. Каким-то участникам просто не выдают визы в Крым. Однажды нескольких родителей, чьи дети съездили на финал "Живой классики", даже уволили с работы", — делится организатор "шпионскими страстями".
Книги под одеялом
Читательская биография самой главы международного конкурса чтецов была неровной.
"Где-то до пятого класса чтение для меня было мукой и обязательством. Родители заставляли меня читать и пересказывать им прочитанное. А потом моя репетитор стала подсовывать мне самые разные книги, а про другие, наоборот, говорила: "Вот эту пока не читай, она тебе не по возрасту". Естественно, я тут же бралась за них. В итоге все поменялось: родители запрещали мне читать по вечерам, чтобы я успевала делать уроки. Тогда начались бдения над книгой с фонариком под одеялом", — призналась Марина Смирнова.
В школе Марина была "одиноким читателем" среди ровесников. "Друзей по книгам" у нее не было, а однокашники даже дразнили ее из-за любви к литературе. Благодаря конкурсу Смирнова исполнила свою давнюю мечту — делиться своим читательским опытом с другими.
Есть у организатора конкурса еще одна мечта — привести в жизнь новых маленьких чтецов.
"У меня нет детей, но я их очень хочу. Это мой план на ближайшее будущее. Пока у меня есть только крестник, но я активно участвую в его жизни. Вместе мы читаем книжки, но от участия в "Живой классике" он пока отказывается: не хочет, чтобы меня заподозрили в кумовстве", — улыбается девушка.
Азартные родители и дрожащие коленки
Родители участников, впрочем, не стесняются "влезать" в конкурс. Организатор вздыхает: "На финалах главные соревнования проходят между родителями. Именно они подают на апелляции после проигрыша, говорят детям: "Не возвращайся без победы!" или обвиняют организаторов в подтасовках. Иногда просто хочется попросить всех родственников выйти из зала".
Взрослые пытаются незримо присутствовать и в самих выступлениях:
"Некоторые родители учат детей, когда на сцене поднимать руку, как шаркать ногой и что при этом чувствовать. В такие моменты спрашиваешь себя: "Зачем мы вообще проводим конкурс, если получаем слепленные взрослыми номера?" Перед финалом мы говорим детям: "Пожалуйста, забудьте все, чему вас учили!" — рассказывает глава конкурса.
Дети-участники, по словам Смирновой, демонстрируют спортивное поведение чаще, чем их родители. Жесткой конкуренции и подножек перед выходом на сцену на "Живой классике" нет. Да и вообще победа — далеко не главная мотивация для ребят. Смирнова считает: дети приходят на конкурс ради того, чтобы подружиться с другими книгочеями и поделиться своими любимыми книгами.
Еще один важный стимул для участия — это практика живых выступлений.
"Всем людям хотя бы раз в жизни приходится выступать перед большой аудиторией, но многие боятся сцены. Вот вырастете вы, нужно будет сделать на работе презентацию — а у вас коленки дрожат. На нашем конкурсе можно отработать эту ситуацию заранее", — поясняет Марина.
Серебряный век детской литературы
После участия в конкурсе дети не пропадают с горизонта организаторов "Живой классики". Они агитируют других молодых чтецов выступать на радио и городских праздниках, записывать аудиокниги и волонтерить в школах для слабовидящих детей. Ребят приглашают работать в пресс-центр конкурса, где они берут друг у друга интервью и пишут репортажи.
Для всех участников конкурса открыты двери лагеря "Живая классика", в течение года его проводят в разных странах. Там дети вместе пишут книги, снимают фильмы и клипы, ставят спектакли. А недавно организаторы устроили для ребят поэтические онлайн-батлы со звездами. Юные чтецы соревнуются с известными актерами, кто лучше прочтет стихотворение русского поэта. Победителя выбирают пользователи соцсетей.
За годы существования у "Живой классики" появилось множество клонов: в разных городах России стали массово возникать проекты, иногда даже с аналогичным названием. Смирнова не обижается на "пиратство": это показатель популярности.
"Живая классика" невольно стала законодателем интернет-моды и помогла книгоиздателям.
"Сейчас русский сегмент YouTube переполнен видео с детьми-"буктьюберами", которые читают книги вслух, рекламируют книжные новинки, делают обзоры на подростковую литературу. В 2011 году ничего подобного не было. Не говорю, что главная роль в этом — наша, но мы явно этому способствовали.
Благодаря этому детская и подростковая литература стала коммерчески более успешной. Этого не было десять лет назад — книги для подростков буквально боялись выпускать. Наше движение воспитывает поколение читателей. Сейчас пусть не золотой, но серебряный век детской литературы", — убеждена Смирнова.