По воскресеньям в деревню Крысово под Минском люди приезжают на машинах или идут пешком от железнодорожной станции. Идут на могилку Валентины Минской, первой белорусской святой, прославленной в чине блаженной.
Если спросить у местных жителей дачного поселка, как пройти на кладбище, они безошибочно угадывают: "Вы к Валентине?"
Настоятель храма в честь святителя и чудотворца Николая в деревне Станьково отец Александр говорит, что этот путь в несколько километров — от станции до деревенского кладбища — можно звать крестным ходом.
Канонизирована Валентина Сулковская была в 2006 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета спустя сорок лет после смерти. Говорят, что приезд в Беларусь митрополита предсказала сама Валентина. "Вот, летит к нам из Германии владыка Филарет", — записано в воспоминаниях о святой.
Но и до канонизации люди шли к ней на могилку, как и при жизни — в ее дом в небольшой деревне Коски, за помощью и советом. Отец Александр говорит, что разница разве что в том, что до канонизации на могиле Валентины Минской служили панихиду, а теперь еще и молебны.
Для верующих и для Минкульта
В апреле Минский областной исполнительный комитет принял решение придать могиле святой статус историко-культурного наследия третьей степени. С инициативой присвоения такого статуса выступил Дзержинский райисполком.
Прежде БПЦ выступила с инициативой обретения мощей Святой Валентины Минской. Организовали и сбор подписей за перенесение мощей в Свято-Духов кафедральный собор в Минске, чтобы поклониться блаженной Валентине могло еще больше людей. Но местные власти выступили против.
"Мы не поддерживаем идею обретения мощей Святой Валентины Минской. Сама матушка Валентина завещала — и это подтверждено и воспоминаниями людей, и свидетельством православных историков — "приходите ко мне на могилу с верой и надеждой, как к живой, я вам помогу", — пояснил зампредседателя Дзержинского районного исполнительного комитета по социальным вопросам Александр Чаган.
Пресс-секретарь Белорусской православной церкви священник Сергей Лепин отметил, что с присвоением могиле Валентины Минской статуса историко-культурного наследия для эксгумации мощей потребуется получить дополнительное разрешение от Министерства культуры. Однако будет ли церковь добиваться этого, учитывая изменившийся статус могилки, пока не известно. В любом случае, сбор подписей верующих за открытие мощей сам по себе юридических последствий не имеет, отметил он.
Настоятель храма в честь святителя и Чудотворца Николая отец Александр пояснил:
"Как сказал наш епископ, будем молиться. Если Богу будет угодно, мы откроем мощи, если нет — значит, нет".
За мирским была
Сохранилось немного фотографий Валентины Минской. На одной из самых известных она в окружении родственников в день свадьбы с супругом Федором Сулковским. На другой — в постели, уже лежачая.
Валентина Сулковская, в девичестве Чернявская, родилась в 1888 году в семье священника в деревне Коски недалеко от Минска. В будущем в эту деревню будут приходить и минчане, и жители других белорусских городов — так же, как сейчас идут на могилу святой.
Незадолго до начала Первой мировой войны Валентина вышла замуж. Ее супруг Федор Сулковский так же, как и сама она, происходил из духовного сословия, служил в звании коллежского советника — соответствует званию полковника. И, когда война закончилась, супруги вернулись в родную деревню Валентины.
Но мирная жизнь закончилась с коллективизацией. В 1931 году Федора Сулковского по ложному обвинению сослали в лагерь, затем выслали на вольное поселение, снова арестовали, отправили на Дальний Восток. Когда после многие люди потянутся к ней за помощью, Валентина Сулковская попросила не звать ее "матушкой", потому что "за мирским была". Но до сих пор именно с таким обращением к ней приходят ищущие совета и заступничества — Матушка Валентина.
Из ссылки супруг посылал письма с просьбой скорого ответа, порой слал стихи. В 1933 году Валентина Федоровна послала мужу посылку на 20 рублей, сохранилась ветхая заполненная карандашом квитанция. Среди сокровенных бумаг Валентины Сулковской многие годы хранилась написанная второпях на клочке бумаги записка от мужа, которая оказалась предсмертной — "Посылку получил полностью. Благодарю. Прощай. Ф. Сулковский". Письма свои до последнего дня она подписывала "вдова Федора Сулковского".
А в это время в стране продолжались аресты православного духовенства. Семьи священников облагались огромным подоходным налогом, за служение в церкви их лишали продовольственных карточек, отнимали дома. Дом отняли и у самой Валентины. Валентине Сулковской предстояло пережить еще Вторую мировую войну, гонения на церковь в 50-60 годах.
И все это она встретила в постели — больше тридцати лет до самой смерти Валентина Минская оставалась лежачей. В постели Валентина плела из ниток тесемочки, похожие на цепочки, и раздавала их приходящим к ней за помощью, чтобы на этой цепочке, полученной в подарок от блаженной старицы, человек носил крест, как бы ни усиливались гонения на церковь.
Над дверным косяком, вспоминают люди, висела маленькая икона Ахтырской Божией Матери. Дом Валентины был скромным. От подарков, которые приносили ей в благодарность за помощь, она отказывалась.
Те, кто побывал у Валентины Минской при жизни, вспоминают, как она отвечала на уговоры попробовать угощения — "Ешьте вы, а нам, болящим, легче лежать".
О блаженной Валентине сохранилось много воспоминаний. Архимандрит Петр Кучминский писал о том, как Валентина Минская давала ему ответы на незаданные вопросы:
"Иногда приезжаю, подаст Библию: "На, почитай". "Какого пророка почитать?" — спрошу. Матушка отвечает: "Бог укажет". Открываю, начинаю читать, что открылось, на этой же странице получаю желаемый ответ, за чем я пришел спросить. <…> В сердце моем было такое убеждение, что пред ней Небеса отверсты и обо всем ведомо", — писал архимандрит.
Рассказывают, что Валентина видела человека насквозь. Когда к ней за помощью пришла страдающая от бесплодия женщина, старица сказала: "Что же ты единственного ребенка — и того волкам отдала". Женщина после призналась, что сделала аборт, а накануне увидела сон, в котором бежала от волков с ребенком на руках и бросила стае младенца.
Говорят, без утешения Валентина никого не оставляла. А вот тем, кто приходил за какой-то "магической помощью", она отказывала. В благодарность себе требовала только веры в Бога.
Священник в гражданском
Хоронили Валентину Сулковскую в присутствии властей. А вот священнику быть на похоронах запретили, так что он присутствовал скрыто в светской одежде.
Уже после к могилке с простым металлическим крестом потянулись люди. Сейчас на могилу Валентины Минской приходят не только белорусы. Приезжают и россияне, и украинцы, а порой даже гости из Америки.
"В летний период приходит больше людей, зимой — меньше. По воскресеньям те, кто почитает Валентину Минскую, приезжают на молебен. В апреле в день рождения матушки мы шли крестным ходом от церкви в Станьково к месту упокоения блаженной", — рассказал отец Александр.
Верующие приходят к Валентине Минской с просьбой о ходатайстве перед Богом, а возвращаются с благодарностью — с цветами. А прежде Валентина раздавала бумажные цветочки тем, кто приходил к ней. Делала их из цветной бумаги, если не было жатой "папиросной", скручивала из простых тетрадных листочков и отдавала с молитвенным напутствием своим гостям.
Кто-то рассказывает, что нести с собой на могилку Валентины Минской нужно нечетное количество цветов — как к живой, но священник отец Александр предостерегает столько внимания уделять ритуалу.
"Валентинушка любила цветы, вот к ней с цветами и идут. Нужно думать о том, к кому ты едешь и зачем ты едешь. А сколько цветов — это уже от язычества", — пояснил отец Александр.