Белорусов зовут посмотреть на петербуржские нравы начала ХХ века в Большой

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкНародный артист РФ, хореограф-постановщик, режиссер, председатель правления Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы Андрис Лиепа
Народный артист РФ, хореограф-постановщик, режиссер, председатель правления Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы Андрис Лиепа - Sputnik Беларусь
Подписаться
Это четвертый спектакль, для постановки которого режиссером в Белорусский театр оперы и балета пригласили Андриса Лиепу.

Впервые балет "Петрушка" поставили в 1911 году, и, по словам солиста балета и театрального режиссера Андриса Лиепы, это перевернуло представление о музыке в ХХ веке. Это одна из любимых постановок самого Лиепы.

В среду "Петрушку", которого восстанавливал сам Лиепа, покажут на сцене Большого. Лиепа уверен, что этот шедевр Михаила Фокина, который считается основоположником современного классического романтического балета, пусть немного потерял в актуальности с 1911 года, понравится и современному зрителю. Премьера состоится 6 июня. Накануне Sputnik узнал, чем особенна постановка.

Мама говорила: зачем ты этим занимаешься?

Коллектив театра уверен, что на фоне классической программы Большого "Петрушка" станет вызовом любителям балета. А для зрителя начала прошлого века это и вовсе была театральная революция. Как и в целом "Русские сезоны".

Театр, архивное фото - Sputnik Беларусь
Много любви и музыки: топ-5 театральных премьер июня

"Петербургские критики писали нелицеприятные статьи – им было непонятно, почему подгулявшие мужики и бабы вылезли на сцену и принялись танцевать. На этом фоне зритель увидел бедного, несчастного, плохо одетого Петрушку, влюбленного в балеринку, а она обожает этого толстого араба, который думает только о материальном. В советское время о Петрушке написали, что он революционер, а дети видят в этом только сказку под музыку Стравинского", — пояснил Лиепа революционность постановки.

Сам Лиепа выступает в амплуа реставратора. Он анализировал воспоминания Фокина, Игоря Стравинского, написавшего музыку к балету, общался с его внучкой Изабель Фокин.

Восстанавливать спектакли Лиепа начал с 1993 года. И это стремление понимали не все, даже в семье считали, что возвращать на сцену старые постановки бессмысленно.

"Мама моя, которая провела всю жизнь в театре, говорила: кому нужно это старье, ты зря тратишь свое время. Я пытался по-фокински зарядить артистов, сказать, что каждая маленькая роль видна", — рассказал Лиепа.

Спектакль ставили и в США. Но сам Лиепа утверждает, что русская хореография американцам дается непросто и профессионал замечает несоответствия.

"Наверное, это хорошо для США, я рад, что они стараются. Но научить правильной русской хореографии может только профессионал", — отметил он.

Взрослые и дети пришли поздравить любимую академическую площадку страны с юбилеем. - Sputnik Беларусь
Фото
Сложнее космического корабля: зрителям показали закулисье Большого театра

Фокин, Бенуа и Стравинский были бы довольны

Главный дирижер театра Виктор Плоскина отметил, что театр не намерен быть маленьким и провинциальным. И потому "Петрушка" должен был появиться здесь уже давно.

"Петрушка" и "Жар-птица" – это первые постановки, для которых была специально написана музыка. Когда спектакль ставили в 1993 году в Мариинском театре, были изучены видеозаписи, на которых дирижирует Стравинский. Так пытались максимально приблизить восстановленный балет к тому, который зритель увидел в 1911 году. Чтобы максимально верно воссоздать постановку, сделали даже четвертной состав оркестра, как было задумано Стравинским, вместо традиционного тройного.

"Стравинский, Бенуа (автор либретто – Sputnik) и Фокин могут быть довольны", — резюмировал Лиепа.

Лента новостей
0