МОГИЛЕВ, 21 июн — Sputnik, Мария Зуева. Самолет ТУ-134 ранним утром увезли со своего привычного в городе места — с площадки парка аттракционов. Как выяснила корреспондент, теперь он станет экспонатом музея под открытым небом в Могилевском аэроклубе ДОСААФ им. Кулагина.
С 1985 года воздушное судно простояло в городском парке аттракционов. Более 30 лет назад его установили здесь на радость детворе. В советское время самолет приспосабливали под кинотеатр, кафе, в последние годы здесь был тир. Но особой популярностью он давно не пользовался. И, по сути, самолет стоял без дела. Не спасала от забвения даже веселая раскраска воздушного судна.

Подготовка к буксировке самолета заняла больше недели. Расстыковать ТУ-134, который без движения простоял три десятилетия, было непросто. Справляться с задачей помогала специально приглашенная бригада Минского завода гражданской авиации №407.
"Чтобы перевезти самолет, нам нужно было отделить фюзеляж от всего остального. То есть мы сняли крылья, стабилизатор, шасси. Электрику внутри не трогали. Многие детали прогнили, за столько лет гайки и болты вросли. Работали кое-где болгаркой. Но, конечно, по максимуму старались каждый болт сохранить", — рассказал руководитель минской бригады Дмитрий Позняк.

Такая кропотливая работа была проведена неспроста. Как отметил начальник Могилевского аэроклуба Иван Касим, задача была аккуратно разобрать, перевезти и собрать уже на территории аэроклуба, то есть сохранить самолет таким, каким он был.
"Мы давно хотели себе в музей такой экспонат. Он для нас очень ценен. Минские высококвалифицированные специалисты оказали нам просто огромную помощь. Сами бы мы не справились", — поделился Касим.
Не менее сложной была буксировка самолета длиной в 36 метров. Ведь по улицам Могилева, по сути, пришлось везти корпус с 9-этажный дом. Такого опыта в городе еще не было. ДОСААФовцам в этом вопросе содействие оказали дорожно-мостовое предприятие Могилева, ГАИ, предприятие "Горэлектротранспорт".

В 4 утра многотонный фюзеляж на трех длинномерных платформах двинулся по маршруту: Пушкинский проспект — деревня Новое Пашково. Еще три машины везли отстыкованные детали самолета. Многокилометровый путь был преодолен за 2 часа 10 минут. Утром по улицам города "Урал", который буксировал груз, двигался со скоростью не более 15 километров в час, за городом — 30. В двух местах маршрута приходилось приподнимать троллейбусные линии электропередачи.

В итоге груз благополучно был доставлен на место. Ни один из расчетов не подвел.
В Могилевском аэроклубе работает музей техники под открытым небом. Здесь ее 8 единиц, среди которых СУ-27, МИГ-29, АН-2, ЯК-55. Именно на эту площадку и будет установлен новый экспонат. Собирать самолет будут тоже минчане. Планируют уложиться в два дня. После аэроклубовцы также собираются восстановить прежнюю окраску, которая была характерна для пассажирского советского самолета ТУ-134.