МИНСК, 4 июл — Sputnik, Тимур Селиванов. Белорусские художники и сценаристы комиксов скоро напугают читателей "Легендами дремучего леса". Этот сборник рисованных историй выпускает творческое объединение "Сучасны комікс" ("Современный комикс"). Его участники объяснили корреспонденту Sputnik, что такое "белорусский комикс" и с чем он вас съест.
Комиксы появились в Беларуси еще в 90-х годах: старожилы помнят красочные фантастические приключения "Дзуррай!", "Планета Гэя" и "Грозовые облака". Мода на рисованные истории временно пошла на спад в "нулевые", но за это время выросло новое поколение комиксистов.
Организатор "Сучаснага комікса" Никита Сенников
"Я увлекаюсь комиксами с 2008 года: вел свой YouTube-блог с обзорами комиксов, курировал конкурс комиксистов на белорусском фестивале Unicon. За это время я понял: в Беларуси работают классные художники, но о них мало кто знает, да и сами они друг с другом почти не знакомы.
Год назад я решил исправить ситуацию и организовал творческое объединение "Сучасны комікс". Это что-то вроде Союза художников и сценаристов, где наши авторы смогут заявить о себе и познакомиться с единомышленниками.
Первая наша публикация — сборник "Легенды дремучего леса". В нем восемь историй, шесть из них на русском языке, а две — на белорусском. Возможно, если будут чаще появляться комиксы на мове, люди захотят ее изучать. К тому же, читать белорусский текст и одновременно смотреть на рисунки легче, когда ты еще не выучил язык в совершенстве. Так что этот сборник популяризирует не только сами комиксы, но и наш родной язык.
Тираж сборника — 500 экземпляров, большая его часть останется в Беларуси, а примерно полсотни книг поедет в Россию. "Легенды" мы издаем на собственные средства — они "стоили" примерно четыре тысячи долларов. Сборник появится на полках магазинов в начале июля 2018-го.
Стиль белорусских художников — что-то среднее между западным и восточным: много чрезмерной экспрессии, как в японской манге, но композиция, построение кадра скорее западные. Такой симбиоз, возможно, имеет объяснение. Справа от Беларуси — Россия и Восток, а слева — Европа.
В 90-е в Беларуси была развита комикс-индустрия, выпускались свои серии. К сожалению, движение возникло, когда люди больше заботились о не том, чтобы заниматься искусством, а о том, чтобы прокормить свою семью. Сейчас все это кануло в Лету. В будущем мы надеемся не только издавать комиксы, но и исследовать историю белорусского комикса, найти авторов прошлых поколений".
Художник комикса "Слухай" Женя Киямов
"Мне с детства, сколько себя помню, очень нравилось рисовать. Первые каракули: машину-палочку с двумя колесиками и страшного кривого жирафа — я нарисовал в какой-то книге, дополнил ее, так сказать.
Мама настояла на том, чтобы я поступил в художественную школу в Минске. Там мне дали базу академического рисунка, да и с ребятами оттуда я общаюсь до сих пор. Одна из преподавательниц привила мне свой взгляд на мир — ироничный, со здоровой долей скептицизма.
Для комикс-художника академическая школа рисунка не обязательна, но это хорошее подспорье. С другой стороны, кому-то она может и навредить, загнать в рамки. Мне "художка" помогла, но советовать ее всем я не буду.
Комиксами я занялся года два назад. Родные относились к моим работам несерьезно, но их отношение немного поменялось, когда они увидели гонорары за изданные комиксы. Самая крупная сумма, которую я заработал на этом деле, — 15 тысяч российских рублей за тираж моей книжки.
Сейчас я учусь на переводческом факультете в Минском лингвистическом университете. Если знаешь языки — нигде не пропадешь. Надеюсь, что когда-нибудь смогу переводить свои комиксы на английский и выйду на международный уровень. Да и комиксы зарубежных авторов переводить тоже не откажусь.
Весной 2017 года мне и моему другу Михаилу Самусенко предложили сделать комикс для белорусского сборника. Работать вместе для нас как развлечение. Мы садились в кафе, брали по пиву и обсуждали проект, много шутили, весело проводили время.
Почему мы построили сюжет вокруг городской легенды? Многие истории в сборнике связаны с белорусским деревенским фольклором, а мы хотели осовременить тему".
Художница комикса "День города" Валерия Манкович
"Моя мама — профессиональный художник и педагог. Она около 20 лет проработала художником-аниматором, так что я, можно сказать, выросла за кадром мультфильмов. Я начала рисовать рано и делала это целенаправленно, много и довольно хорошо для маленького ребенка. Я училась в Минской государственной гимназии-колледже искусств, а потом поступила в Белорусский университет на дизайнера. Сейчас я не могу представить свою жизнь без рисования и надеюсь, что во всех или многих альтернативных вселенных я занимаюсь тем же делом.
Я умею и люблю рисовать и писать истории. Объединить эти два навыка в комиксе мне кажется вполне естественным. Почему я предпочла комиксы мультфильмам? Во-первых, между книжкой и теликом я по жизни выбираю книжку. Во-вторых, комиксы делать быстрее. В-третьих, в Беларуси с работой художника-аниматора все очень не очень. Можно разве что рисовать мультфильмы дома на коленочке, а потом выкладывать их в интернет в надежде, что кто-то в этом большом мире тебя заметит.
В чужих комиксах я подмечаю интересные приемы, стили, пробую нарисовать их сама. Но иногда хочется просто сесть и насладиться историей. А если она очень хорошая, можно зачитаться и прийти в себя только через 20 выпусков!
Мой комикс отличается от многих других в сборнике. Такая история могла бы произойти где и когда угодно, но она произошла именно с белорусской девочкой в белорусской столице в 2017 году. Она показывает Минск и весь мир таким, каким его вижу я.
Пока рано говорить о белорусском комиксе как об отдельном явлении, вроде американской супергероики или японской манги. Очень надеюсь, что когда-нибудь появится именно наша самобытная традиция. Но для этого нам нужно хорошенько поработать".
Художница комикса "Ужиная корона" Ольга Алданова
"Мои первые рисунки были как у всех детей: зайчики, попугайчики, грибочки. Но позже я отошла от общепринятых детсадовских тем и стала рисовать сюжеты: зверюшек в солдатской форме и на танках, сражение космонавтов с трехглавым драконом.
А первый комикс я сделала в седьмом-восьмом классе. Тогда по телевизору показывали аниме-сериал "Король-шаман", и мы с подругой-одноклассницей фантазировали, как попадем в мир этого мультфильма. Но просто рассказывать друг дружке истории неинтересно, хотелось нашу задумку увидеть нарисованной.
И вот после уроков я купила в канцелярском магазине тетрадь в клеточку на 30 страниц, открыла ее и на одном дыхании, в такт мысли разрисовала одну треть. Я расчертила листы от руки на четыре части, в каждой был маленький рисуночек, а под ним — реплики персонажей. В тот момент я не понимала, что переизобрела комикс.
Теперь я чувствую, что с помощью комиксов могу передавать свои мысли, ощущения и образы полнее всего. Я выставляю свои работы на тематических фестивалях и уже выигрывала конкурсы на белорусском Unicon'е в 2015 и 2016 годах. Правда, такая работа требует большой самоотдачи, и нарисовать что-то толковое получается нечасто.
Для участия в сборнике я нарисовала комикс по рассказу "Ужиная корона" Яна Барщевского. Эта история очаровала меня своей таинственной, немного устрашающей атмосферой. А ее сюжет можно интерпретировать очень по-разному, он пластичный.
Мне кажется, белорусский комикс как феномен уже превратится во что-то уникальное и самобытное. Возможно, именно искренностью и неповторимостью наших комиксов мы сможем достучаться до души читателя. Я в это верю".