Ту-144, первый сверхзвуковой пассажирский самолет, был разработан КБ Туполева в 60-х годах прошлого века. Это один из двух сверхзвуковых самолетов, использовавшихся в гражданской авиации. Вторым таким самолетом был франко-британский Конкорд.
"Великобритания обладает таким самолетом, "Конкордом". "Конкорд" — это аналог самолета Ту-144. Только он является французским. И уступает по многим параметрам Ту-144. Так или иначе, он существовал и перевозил огромное, колоссальное количество людей. И на сверхзвуке. Когда "Конкорд" списали, некоторые волонтеры решили заняться его реставрацией и написали открытое письмо королеве Великобритании, попросили ее помочь в восстановлении "Конкорда" до летного состояния либо привести его в такой вид, чтобы посетители могли его увидеть в достойном виде", — объяснил в интервью Sputnik France Василий Панкратьев, исполнительный директор Совета благотворительного фонда "Легенды авиации".
Идея восстановить "советский Конкорд" появилась давно, подчеркивает председатель Совета фонда Михаил Агафонов. А "в 2011 году президент России озвучил идею, что было бы неплохо создать Национальный музей авиации. В принципе — для нашей страны, для России, страны, которая имеет свою собственную промышленность и авиационную историю. Национального музея авиации у нас нет. Возникла группа энтузиастов, которая решила эту идею поддержать и развивать", — добавил он.
Музей легенд
Ту-144 станет первым шагом на пути к созданию этого музея, проект которого уже разработан фондом "Легенды авиации" и Научно-инженерной компанией (НИК) совместно с властями и общественными организациями города Жуковский.
"Был разработан проект по установке самолета, который включает в себя и самолет, и постоянно действующий музей с возможностью посещения самолета. Внутри самолета будет представлена часть салона и кабина. Люди, которые зайдут внутрь, смогут увидеть, как самолет реально выглядел, когда летал. Плюс там будет информационная экспозиция, которая также покажет историю самолета. В павильоне, который рядом будет размещен, планируем поставить тренажеры-симуляторы полета Ту-144", — поясняет президент Совета благотворительного фонда "Легенды авиации" Михаил Агафонов.
При наличии финансирования через три-четыре месяца проект может уже быть реализован, и Ту-144 будет готов принимать посетителей.
"Он (самолет — Sputnik) был выкуплен у компании, мало имеющей отношение к авиации, которая была готова его утилизировать. Его удалось сохранить с помощью и общественности, и администрации, и главы города", — подчеркнул председатель Совета фонда "Легенды авиации".
Транспортировать самолет к месту экспозиции достаточно просто: "Отстыковывается консоль крыла, его тягачом доставляют по территории ЛИИ (Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова — Sputnik), мы промеряли все пространства, привозим на место, состыковываем его. Есть технология поднятия на опоры с использованием специального подъемника. Покрашен он будет уже там. Раскраску мы взяли "Аэрофлот", в том виде, когда он летал и выполнял регулярные рейсы", — объяснил Агафонов.
Весь проект оценивается в 53 миллиона рублей. В настоящее время сбор средств все еще идет. Авторы проекта рассчитывают принимать 500 человек в день минимум, а во время проведения Международного авиакосмического салона МАКС этот поток будет увеличиваться.
"Мы отрабатывали эту пропускную способность на МАКС, когда выставлялся Ту-144. С 2007 года мы каждый год выставляем. За шесть дней максимальное количество человек, которое прошло — 14 тыс. человек", — пояснил Василий Панкратьев.
"Буран" восстановят?
Помимо "советского "Конкорда" в музее будут представлены и другие легенды советского самолетостроения.
"На территории института находится еще много экспериментальных самолетов. Поскольку все самолеты, которые поднимались в воздух, проходили через ЛИИ. Очень много самолетов исторических, на которых проводились разного рода испытания. У каждого самолета история большая. И это тоже уникальные экспонаты, которые хотелось бы сохранить", — рассказал Агафонов.
Так, экспозиция музея может пополниться "Бураном".
"В этом году будет 30 лет полету Бурана. Он был спасен от утилизации, волонтеры и инженеры НИК законсервировали его. Как элемент будущего музея он вполне может существовать", — добавляет Михаил Агафонов.
У фонда "Легенды авиации" есть и другие, не менее интересные проекты. Это, например, Аллея Славы конструкторов, созданная в 2016 году в городе Жуковский. Этот проект заинтересовал хорватов, поскольку на Аллее Славы установлен бюст авиаконструктору Роберту Бартини, родившемуся в Хорватии.
"Есть интересы бизнеса, развития. И какие бы политические моменты ни были, все равно какое-то взаимодействие идет. И в данном случае этот проект только скрепляет наши связи и взаимовыгодное сотрудничество наших стран", — сказал в заключение Михаил Агафонов.