Новый фильм Авдотьи Смирновой "История одного назначения" выходит в широкий прокат уже 6 сентября. Колумнист Sputnik Евгений Казарцев посетил предпремьерный показ картины в минском Falcon Club Cinema Boutique и уверен, что ее нужно смотреть всем. Почему — читайте ниже.
Лев Николаевич против всех
Сюжет "Истории одного назначения" — реальный факт из биографии классика литературы Льва Толстого: в 1866 году писатель вызвался защищать на военном трибунале писаря, считая обвинения против него несправедливыми. Заглядывать дальше в "Википедию" и узнавать, чем же все закончится, не стоит — лучше посмотрите сам фильм.
Однако граф Толстой — не главный герой фильма, хотя и очень важный. В центре же внимания — история поручика Григория Колокольцева, генеральского сынка, не желающего становиться командиром только благодаря фамилии, мечтающего о реформировании армии и носящего с собой бюст Вольтера.
Колокольцев знакомится с Толстым — оказывается, он с детства знает Софью Андреевну, супругу писателя. Так граф узнает обо всем происходящем в полку, а когда приходит время — и об обвинениях против писаря.
История самого писаря, которого даже по имени не называют, лишь по фамилии — Шабунин, — еще одна важная часть "Истории…". Травля, слом человека — то, что нынче называют "дедовщина". И, как мы знаем, проблема еще есть и стоит достаточно серьезно.
Совсем не байопик
Важно понимать, что рассказанные в "Истории одного назначения" события — не документальное воспроизведение фактов. У Авдотьи Смирновой и соавторов сценария Анны Пармас, а также Павла Басинского были лишь дневники и переписки свидетелей того события. Многое, понятное дело, додумали, "докрутили", придали драматургии.
Никто не скрывает, что в первую очередь фильм не о Толстом, поэтому и байопик из ленты делать никто не пытался. Возможно, в будущем и появится "Толстой. Спасибо, что живой" или что-то в том же духе, но Смирнова не приделала нимб к фигуре классика и не сделала его неприкасаемой иконой. Нет, он такой же человек — пусть и гений.
После премьерного показа, к слову, у зрителей возникли споры о фигуре классика в фильме. Писатель Виктор Мартинович назвал его большим гуманистом, кто-то не согласился — на защиту писаря, мол, Толстой пошел не из чистой любви к человечеству, а ради жеста. Возможно, даже гений может быть не светлым и всепрощающим божеством — пусть и очень хочет им казаться. Дискутировать об этом можно долго, но тут главное — не забыть, о чем на самом деле фильм Смирновой.
1866 vs 2018
Трагедия, вокруг которой построена "История одного назначения", (сложно без спойлеров) — в сломе человека системой. Каким бы ты мечтателем ни был, какие бы благородные цели и задачи ни декларировал, велика вероятность того, что система тебя сломает и ты станешь ее обычным винтиком. А как иначе? В той же системе — и твоя семья, и все друзья, и, может, хотелось бы поменять что-то, встать и гордо сказать: "Вы не правы!", но не комильфо. Вот и получается драма соглашательства.
Конечно, кто-то может увидеть в "Истории одного назначения" что-то другое — от нового взгляда до Толстого до описания "их нравов". Историки или литературоведы, возможно, смогли бы высказать весомые мысли по тому или иному поводу. Были бы живые свидетели тех времен — тоже добавили бы что-то. С точки зрения обычного зрителя, не обремененного ни какими-то сакральными знаниями, ни знакомством со Смирновой и точным знанием ее замысла, увидеть в ленте можно разное. Понятно одно: фильм о событиях 150-летней давности рассказывает о нас сегодняшних. Сменились государственные устройства, военные формы, нравы и этикет, но во многом все остается таким же, как и было. И выбор перед каждым ставится не просто в разрезе "быть ли хорошим человеком", а "быть ли хорошим человеком или (не потерять карьеру/семью/друзей/статус)".
Лучший фильм Смирновой
Заслуга Смирновой — не только в сильном сценарии и поразительной актуальности. Художественные достоинства "Истории…" можно перечислять долго. Начинающийся чуть ли не как историческая комедия, фильм завершается драматическими сценами такой силы, что хочется зажмуриться. Здесь же и потрясающий актерский состав, и уместный юмор, и тонкая сатира.
Хотя многие и удивляются, что "та тетечка из "Школы злословия" — режиссер, кинолюбы давно ценят Смирнову — она крепкий режиссер и удивительный сценарист. Если вы совсем не знакомы с ее творчеством — посмотрите "Кококо", "Дневник его жены" или одну из новелл альманаха "Петербург. Только по любви". Однако новинка — пожалуй, лучший фильм режиссера. С точки зрения и сценария, и съемок.
Кажется, что "История одного назначения" — один из лучших российских фильмов этого года. Такой не стыдно и на "Оскар" выдвигать, и показывать на фестивалях по всему миру — благо сюжет, пусть и из реальной российской истории, интернационален.
На обсуждении ленты после показа многие высказывали мысль: чем больше зрителей увидят картину, тем лучше будет, ведь они станут добрее и, возможно, о чем-то задумаются. Вряд ли сегодня произведение искусства может иметь такое сильное влияние на человека. Но то, что "Историю одного назначения" смотреть нужно — абсолютная правда.