Выставка "Точка отсчета" белорусского художника Виктора Альшевского открывается в субботу в Национальном художественном музее. Автор готовил ее 15 лет и поднял в экспозиции тему времени.
Точка — это всегда центр, начало отсчета; это рождение нового, источник созидательной энергии жизни и развития современной цивилизации, поясняет художник.
Тема времени подана на выставке в необычной манере. Альшевский создал конструкцию, которая напоминает Вавилонскую башню в разрезе — полностью состоящую из картин.
Необычны сами герои. На своих полотнах художник нарядил древнегреческие статуи в юбки и каблуки, дал им в руки смартфоны и чашки с кофе. Некоторые персонажи появляются на фоне знакомого всем Минска.
Корреспонденты Sputnik поговорили с Виктором Альшевским о вечном: времени, искусстве и любви.
Быть свободным
Виктор Альшевский — фигура, известная в столице. Художник, искусствовед, педагог. Его полотна хранятся не только в музеях родной Беларуси, но и в галереях России, Германии, Норвегии, Италии, Франции, Испании, Великобритании, США…
Однако, несмотря на свою известность, художник — человек совершенно простой. Во время монтажа выставки его запросто можно увидеть в толпе рабочих. Скручивает свою Вавилонскую башню, вешает картины.
Альшевский и не скрывает: родом он из деревни. Не городской. Но Минск, его любимый город, появляется на выставке.
Экспозиция включает в себя четыре части: "Мой Минск", "Музеи мира", "Фрагменты Вавилонской башни", "Портрет современника". Всего 90 картин. Некоторые взяты из прежних собраний, например, "Мой Минск".
Открытие выставки автор решил приурочить ко Дню города Минска.
В связи с этим от нас ему вопрос: что бы он, как художник и горожанин, хотел бы "отретушировать" в столице?
"Минск — это самый красивый город в мире. Я в 66-м году приехал сюда из деревни Угольщина Белыничского района. Для меня Минск был просто восхитительным. И за этот период он до невозможного преобразился.
В 77-м году я впервые поехал за границу — в Дрезден. Тогда уже видел, насколько прогрессивно развивается мир. Я думал о том, когда же наша Беларусь превзойдет другие страны своей чистотой, своей красотой. И вот уже последние 20 лет мы видим, насколько Минск преобразился. И не только он, а маленькие деревушки. Как сейчас говорят, малая родина. Я для себя понял: жить можно только там, где ты родился. Мы можем быть свободны только в своей стране", — отвечает художник.
Женщины и бессмертие
Выставка включает в себя работы, которые автор писал еще в 2003 году. Поэтому справедливо можно сказать, что как проект она готовилась 15 лет.
В музее можно увидеть портрет супруги автора Светланы. Художник признается, что рисует ее часто, как и свою дочь Викторию.
Красота, добавляет он, это любовь. А любовь — совершенство. Ведь она дает возможность идти и развиваться.
Однако женский портрет всегда дается непросто требовательному к себе художнику.
"Творчество — это достаточно сложный процесс. Иногда кажется, что все получилось, а потом выясняется, что нет. Автопортрет — ладно. Как нарисуешь, так и будет. А вот женский портрет как ни пиши, все равно плохо. Не достигаешь того совершенства. В реальной жизни, в трехмерном пространстве образ совсем другой", — говорит Альшевский.
Много автор думает о самом творчестве. Хотя признает: тема тоже непростая. Для Альшевского искусство — всегда философия.
От нас ему следующий вопрос для размышления:
"Ценность картин заключается в том, что они бессмертны. Автору не жалко того, что его жизнь ограничена?"
"Картины для меня — это дети. Рождаясь, ребенок уходит от нас — в мир. Создавая картину, мы оставляем часть собственной энергии.
Но вы знаете, что такое история. Это большое сито, которое просеивает, отбрасывает весь мусор. Нам неизвестно, будут ли наши картины жить дальше. Но для автора это не должно быть важным.
Для меня искусство — это философия. Выкрасить холст в один цвет или его не выставить — тоже тема для разговора. В этом плане для меня критика абсолютно неважна. Как вы можете критиковать Гегеля, Канта, Леонардо да Винчи? Для того, чтобы критиковать, вы должны создать свой продукт, выставить его. Это и есть самая лучшая критика", — отвечает Альшевский.
Тема новой выставки — время. Фрагменты Вавилонской башни — попытка объединить мир, сказать современникам, как сильно мы связаны с близким и далеким, насколько люди и народы взаимозависимы, а время — сплошное течение. Близкое и далекое автор и попытался соединить на своих полотнах.
Выставка "Точка отсчета" продлится в Национальном художественном музее до 30 сентября.