На самом деле ничего сверхъестественного не произошло, и контакты официального Минска с Ющенко имеют вполне рациональное объяснение.
Единство противоположностей
Во-первых, необходимо сказать, что уже в ближайшее время, 25-26 октября, в Гомеле пройдет 1-й белорусско-украинский Форум регионов, на полях которого пройдут переговоры Александра Лукашенко и действующего президента Украины Петра Порошенко. При этом к данному событию стороны подходят как с определенными достижениями (продолжается восстановление товарооборота до высоких "предмайданных" показателей), так и с рядом неприятных проблем, которые объясняются растущим недоверием Минска и Киева друг к другу в области политики и безопасности.
Кроме того, многие белорусские эксперты, в том числе и автор, с высокой долей вероятности прогнозируют, что после президентских выборов в марте 2019 года на капитанском мостике украинского корабля появится новый рулевой вместо ставшего уже привычным Петра Порошенко.
При этом основным претендентом на должность будущего президента Украины, наряду с экс-премьером Юлией Тимошенко, считается бывший министр обороны в годы правления Виктора Ющенко, являвшийся ключевой фигурой в команде "оранжевых", полковник Анатолий Гриценко.
Исходя из этих обстоятельств встречу Лукашенко с Ющенко следует рассматривать как попытку получения актуальной информации о внутренних процессах на Украине от одной из влиятельных фигур тамошнего истеблишмента. Здесь нужно отметить, что все бывшие президенты Украины, кроме Виктора Януковича, сохраняют авторитет и довольно высокие позиции в конфигурации правящей элиты в Киеве.
В связи с этим также стоит напомнить, что это в Москве Ющенко считается абсолютно токсичной фигурой, в то время как Александру Лукашенко в свое время удалось удивительным образом настроить лидера первого Майдана на конструктивный лад. Ведь после успеха "оранжевой революции" в Киеве на фоне "победного шествия демократии" в Югославии и Грузии именно Украина рассматривалась североамериканскими фондами как испытательный полигон для подготовки актива цветного переворота в Минске.
В тот период времени в офисе Международного Республиканского Института (IRI) уже покойного сенатора Дж. Маккейна появилась футболка с указанием "поверженных режимов", а напротив надписи "Belarus" было отмечено "To be done" (будет сделано). Однако после провала "джинсовой революции" в 2006 году, в подготовку которой были вовлечены политические круги Украины и Грузии, а координационные центры американских фондов находились в Киеве, Александр Лукашенко со свойственным ему прагматизмом не стал мстить украинскому руководству, а попытался установить прямые, личные отношения с Виктором Ющенко на основе конструктивных экономических проектов.
И здесь стоит признать, что белорусско-украинские связи в период "заката" Ющенко в 2008-2009 годах были значительно лучше, чем с приходом к власти команды Януковича. Несмотря на идейно-политическую близость и тесные связи украинских и белорусских националистов, официоз Украины и специальные службы этой страны устранились от недружественных действий против интересов Беларуси.
Фактически, за счет личных контактов с Ющенко Лукашенко удалось нейтрализовать радикальный проамериканский режим, первоначально настроенный весьма агрессивно против "белорусской диктатуры". К слову, такой же номер белорусскому руководству удалось провернуть с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, однако значение Украины для Беларуси, конечно же, несоизмеримо выше.
Повестка встречи и будущее "Минского процесса"
Минимизация рисков безопасности, исходящих от политической нестабильности в Киеве, до сих пор является основной задачей белорусской внешней политики на украинском направлении наряду с необходимостью увеличения доли отечественных товаров на рынке южных соседей. Поэтому любые контакты с представителями украинской элиты, как бы неоднозначно ни выглядели фигуры Ющенко, Турчинова или Порошенко, являются полностью оправданными. Беларуси не нужна враждебная Украина, которая системно будет направлять возможности своего государства на нанесение ущерба нашей стране.
Нужно понимать, что Беларусь объективно не имеет возможности вмешиваться во внутриполитические процессы на Украине и назначать на руководящие должности в этом государстве "приятных во всех отношениях людей". Поэтому белорусское руководство будет иметь дело с теми представителями политического бомонда, которых судьба выносит наверх на гребне политической волны в Киеве, с целью недопущения их радикализации по отношению к нашей стране.
Вот почему в контактах Минска с правящими кругами Украины не стоит искать "заговоров" и скрытых подтекстов. В этом случае важен не сам факт встречи с тем или иным украинским чиновником или политиком, а О ЧЕМ конкретно шла речь.
В частности, в данном случае Лукашенко говорил с Ющенко о необходимости сохранения Украиной своего присутствия в СНГ, торгово-экономических и политических связей с государствами Содружества. С учетом того, что переговоры с Виктором Ющенко прошли после встречи глав государств СНГ в Душанбе 27 сентября 2018 года, нельзя исключать, что белорусский лидер довел Украине коллективную позицию президентов стран Содружества.
Иной первостепенный вопрос переговорной повестки – рост незаконного трафика оружия и боеприпасов с территории Украины, о чем белорусский руководитель говорит далеко не в первый раз. Киеву направляются конкретные сигналы о том, что белорусская сторона намерена усиливать контроль на границе с Украиной и соответственно готова воспринимать предложения о взаимодействии в этом вопросе.
Что касается информации прессы о том, что Ющенко может сменить Леонида Кучму в качестве представителя Украины в трехсторонней контактной группе, то такого развития событий исключать нельзя, хотя не так давно украинские официальные лица заявляли, что никаких изменений не предвидится.
В случае подключения Ющенко к процессу переговоров по вопросам мирного урегулирования можно прогнозировать дальнейшую стагнацию выполнения Минских соглашений.
На сегодняшний день Украина явно пытается уйти от взятых на себя обязательств, а в стане ДНР вовсю идет переформатирование правящей верхушки после убийства Захарченко, что снижает какой-либо реальный интерес сторон к переговорам, сводя их к формальным встречам в Минске. При этом какие-либо изменения со знаком "плюс" или "минус" возможны лишь после завершения выборов в Донецке и Киеве, то есть не раньше лета-осени 2019 года.
Читайте также:
- Взрывчатку нашли у украинца на границе с Беларусью