Sputnik побеседовал с психологом Павлом Зыгмантовичем об идеальных условиях для воспитания детей: выяснили, сколько раз нужно обнимать ребенка, губительно ли для него воспитание однополой парой и что страшнее – плохие родители или детский дом.
По мнению психолога, ответ на главный вопрос не может быть однозначным: есть категорически разные плохие родители и разные детские дома.
"Бывают казенные детдома, где дети живут все вместе под надзором воспитателей. В то же время есть детдома семейного типа, опекунские семьи (где малыш не приемный, а под опекой) и еще несколько вариантов, как ребенок, у которого нет мамы и папы или они лишены прав, может обитать в Беларуси", – пояснил Зыгмантович.
Между теми родителями, которые бьют ребенка, и теми, что просто не уделяют ему должного внимания или часто ругают, также есть колоссальная разница, убежден психолог.
Лучше в детдоме или с плохими родителями?
"Общий принцип такой: если существует физическая угроза для ребенка, его жизни, конечно, лучше, чтобы он не жил с такими родителями, даже если речь идет о том самом казенном детдоме", – считает он. А во всех прочих случаях нужно быть осторожнее с выводами.
Основная проблема современных детских домов – в дезориентации, неприспособленности детей, которые там воспитываются, к самостоятельной жизни.
"С ними не занимаются в нужной степени: не из зловредности, это просто трудно сделать, поскольку то, что вплетено в жизнь обычного человека, там попросту не случается. Коллега рассказывала мне, как приехала на занятие в детдом, показала детям помидор, а они его не узнали – видели раньше только резаным", – поделился Павел Зыгмантович.
В жизни детдомовцы сталкиваются с бытовыми проблемами постоянно: например, очень плохо переходят дорогу и обращаются с деньгами, поскольку редко сталкиваются с такой необходимостью; они не умеют жить в семье, договариваться, делить обязанности и вещи, у них нет когнитивных схем – инструкций, которые появляются в ходе социализации.
"По статистике около 90% детей из детдомов в течение десяти лет после того, как покидают их, начинают бродяжничать, ударяются в алкоголизм, наркоманию, попадают в тюрьму, умирают и все в таком духе. Это большая проблема: получается, помещая ребенка в детдом, мы фактически только отодвигаем его гибель. Но вывод такой: если в семье, где его бьют, он может умереть, то после детдома он все-таки может выжить", – резюмирует психолог.
Ребенку не нужны родители, чтобы стать личностью
Утверждение о том, что для формирования нормальной личности ребенку обязательно нужны родители, – абсолютно неверное, утверждает Зыгмантович.
"Ребенку нужен значимый взрослый, если еще точнее – значимый старший. В некоторых детдомах есть программы, в рамках которых к детям раз в месяц часа на четыре приезжают волонтеры старше на 5-7 лет и занимаются чем-то вместе с ними: например, катаются в скейт-парках. Оказывается, уже этого достаточно, чтобы формирование личности ребенка шло нормально", – рассказал он.
По его словам, главное в этом – наличие старшего, к которому есть эмоциональная привязанность: с ним можно говорить и переписываться, грустить и радоваться, гулять и обниматься.
"Это называется теорией привязанностей: нужна надежная база, причем совершенно неважно, будет это мать, старший брат или воспитатель. Даже грудничок без мамы и папы будет чувствовать себя нормально, если кто-то постоянно берет его на руки и говорит с ним", – пояснил он.
К способности ребенка нормально существовать в таких условиях привела эволюция – за много лет люди научились жить без каких-либо принципиальных зависимостей, поделился Павел Зыгмантович.
"Мы эволюционировали в обществе охотников-собирателей, где регулярно умирали родители. Зато оставались дяди и тети, бабушки и дедушки, соседи. Забота о детях была общим делом, так что они научились привязываться не только к родным людям, это помогало выживать", – рассказал семейный психолог.
Какие родители самые плохие?
"Самые плохие родители – те, которые убили ребенка, физически искалечили его или могут это сделать. Среди остальных – это те, которые совсем не обращают на детей внимания и не устанавливают с ними эмоциональной связи", – пояснил психолог.
Зыгмантович подчеркивает: невнимательные, равнодушные родители вырастят настороженного ребенка, которому будет сложно строить отношения, но он сможет жить; к тому же, они обучат его элементарным вещам (вроде того, как выглядит помидор).
"Если ребенок эмоционально искалечен – это плохо, но можно исправить. А вот если он дезориентирован или может погибнуть – куда сложнее", – поделился мнением психолог.
В некоторых случаях, считает Зыгмантович, и опекуны могут быть лучше родных родителей.
"Если мы говорим о семье, где ребенка унижают и не ухаживают за ним, и имеем возможность переместить его из такой семьи в опекунскую, то при прочих равных это лучше: опекунов серьезно контролируют", – утверждает психолог.
Зыгмантович подытожил: чем меньше детдом похож на школу, где дети еще и живут, тем лучше и безопаснее для них, меньше дезориентация и степень эмоциональной травмированности; соответственно, чем ближе семья к физическому насилию над ребенком, тем скорее его нужно оттуда спасать.
О неполных семьях и однополых родителях
В силу того, что ребенку необходим только один значимый взрослый, нельзя считать неполноценным того, кого вырастили в неполной семье.
"Все верно, у таких детей есть трудности, но другие. Согласно исследованиям, в неполных семьях главные проблемы – это бедность, невнимание либо то и другое вместе (то есть ребенок постоянно стрессует, что предоставлен сам себе или ходит с заплаткой на колене). Все проблемы в учебе или других аспектах деятельности и жизни обусловлены именно этими факторами", – пояснил он.
Выводы, которые в этой связи делают поклонники "бытовой психологии", чаще всего не имеют ничего общего с реальным положением дел.
"Сейчас любят говорить: девочка не видела папу, поэтому у нее неправильные представления о мужчинах. Полная чушь, нет никакой связи: девочка знакомится с отношениями через кино и книги, от подружек слушает; куда хуже, если у нее в детстве не было эмоциональной связи с мамой", – пояснил Зыгмантович.
В воспитании ребенка однополыми родителями, по мнению семейного психолога, также нет ничего губительного.
"Имеющиеся научные данные не позволяют мне считать, что это плохо для ребенка. Во-первых, есть фактор значимого взрослого, и неважно, какого он пола, во-вторых, воспроизводство людей с разными ориентациями (гомо-, гетеро-, би-) не зависит от воспитания: в разных парах вырастают дети с разными сексуальными предпочтениями", – пояснил он.
Можно даже вывести осторожную гипотезу о том, что лучше воспитываться в однополой паре, чем жить в детдоме с минимальными шансами на приспособленность, отметил Зыгмантович.
"Сегодня наверняка не известно, можно ли считать сексуальный интерес к своему полу врожденным, или он формируется под влиянием социума. Так что, имея то, что имеем, могу предположить, что при таком воспитании у ребенка не будет никаких проблем", – считает он.
Восемь объятий в день: лучшие условия для ребенка
Самый важный аспект взаимоотношения ребенка со значимым для него взрослым – тесная эмоциональная связь.
"Надо оговориться: эмоциональная связь не предполагает многочасовые беседы с детьми. Если по упомянутой программе хватает и четырех часов в месяц, то пятнадцать минут перед сном – лучше, чем ничего, и даже, может быть, достаточно", – пояснил психолог.
Идеальными условиями для ребенка можно считать семью с обоими родителями, отсутствием физической угрозы и наличием привязанности.
"При идеальных условиях есть папа и мама, которые находят пятнадцать минут в день на задушевное общение с ребенком и хотя бы час на просто так – например, на совместный просмотр мультиков. Еще хороши объятия: хотя бы восемь в день", – резюмирует Зыгмантович.