Я не разбираюсь в современном белорусском кинематографе. Хорошенькое начало для репортажа с церемонии вручения первой Национальной кинопремии? Но если мы с вами в одной лодке, то поймем и друг друга и попытаемся понять белорусский кинематограф.
День рождения малознакомого именинника
Когда ты не знаешь, чем живет белорусское кино, на церемонии вручения премии, заявленной как белорусский "Оскар ", чувствуешь себя как на дне рождения, куда пришел в статусе "плюс один".
Аллюзия не случайна, потому как премию вручали как раз в день рождения белорусского кинематографа. Чтобы ничем не выдать, что едва ли знакома с именинником, корреспондент Sputnik старалась держаться коллег-кинокритиков, организаторов и неутомимого в любви к кино Андрея Курейчика.
Кинокритики шутили, что у премии есть выгодное преимущество в сравнении с "Оскаром" - ее, например, вручают в сумерках, а не в три часа ночи. Организаторы держались, когда первую "Национальную премию Беларуси" называли "Белорусской национальной премией", и тихонько добавляли: ничего-ничего, у вас будет время запомнить. Амплитуда же настроения Андрея Курейчика и вовсе была динамичнее иного фильма, оно менялось от недовольства шорт-листом к едва ли не полному умиротворению в момент объявления лучшего игрового фильма, которым стала спродюсированная им и Виктором Лобковичем картина "Внутри себя".
Курейчик уверен, что белорусский зритель уже дорос до того, чтобы смотреть новые форматы кино, отличные от того, что предлагал прежде "Беларусьфильм". И решение жюри это подтверждает.
"Я понимал, что в списке номинантов отсутствуют многие фильмы. Мне не казалось, что отбор номинантов сбалансирован. Но я очень рад нашей победе, потому что это доказывает, что Беларуси нужно европейское направление в кино, а не только про войну, поствоенную жизнь, армию и так далее. Все это я уважаю, но наше направлоение – это живой Минск, эстетика, возможность показать артистов не только с театральной стороны, но и как стильных европейских актеров. Когда я смотрел этот фильм, мне иногда казалось, что это работа Романа Паланских", - рассказал Курейчик.
Не так страшно белорусское кино, как его малюют, для лауреатов подобрали больше чем двадцать номинаций. Курейчик, правда, считает, что это фальстарт – стоило бы дождаться, когда снимут фильм о Янке Купале, который должен показать, во что планирует превратить Национальную киностудиию новый директор Владимир Карачевский, и включить в шорт-лист независимое кино, снятое в этом году. С другой стороны, белорусскому кинематографу за девяносто. Со сцены, конечно, сказали, что это не возраст, что все у нас впереди, но хорошо бы к этим светлым временам подойти с некоторыми запасами, и одним "Лiстападам" публика уже не сыта.
Из Бабы Яги в Веру Полякову
В целом атмосфера была похоже на то, что лет пятнадцать назад называлось "развиртуалиться". Ведь пути "Беларусьфильма" и независимого кино пересекаются не очень часто, а премия собрала пусть не всех, конечно, но многих. И мультипликаторов, о мастерстве которых наслышаны даже те, кто белорусским кино не интересуется вовсе, и независимых продюсеров, и режиссеров, и "Беларусьфильм", и театральных актеров, которые играют еще и в кино.
Ой, да где только не играют белорусские актеры, даже лауреаты премий. Вот Вера Полякова прибежала на вручение премии прямо после новогоднего утренника.
"Никто до последнего момента ничего не знал, у меня просто спросили – вы будете? Ну как же, надо быть! А сейчас у артистов горячая пора, елки, и буквально со сцены Дворца республики, где играла Бабу ягу, рванула сюда", - рассказала Полякова.
Сегодня Вера Полякова-Макей получила премию за лучшую главную роль, которую сыграла в сериале «Ой, ма-моч-ки! 2». Ее супруг, Владимир Макей, сериал тоже смотрел, правда только две серии.
"Он любит с нашим младшим сыном на кухонном полу смотреть телевизор. И как-то слышу – они затихли, а по телевизору показывали "Ма-моч-ки". Но молчал, ничего не говорил. Мне кажется, он пусть не всегда пристально следит за моим творчеством, но уважает то, что я делаю, иначе не разрешил бы мне этим заниматься", - смеется Вера.
Кинокритики подсчитали число статуэток, которые получила картина "Следы на воде", снятая на "Беларусьфильме". Уже позже в коридорах обсуждали, что может, и справедливо столько папоротников достались этой ленте – уж сколько раз нам твердили, что все хорошо на киностудии - и костюмеры свое дело знают, и монтажеры, не хватает только сценариев. Вот костюмеров и монтажеров наконец и отметили не только добрым словом, но и премией.
Но на "Беларусьфильме" были и более светлые времена. Вспоминали режиссера Игоря Добролюбова и его "Белые росы". Вспоминал лично Алексей Дударев, автор сценария к фильму. Говорит, поднимаю однажды трубку, а там – Добролюбов. Спрашивает Дударева, не против ли тот, если он возьмется за экранизацию "Белых рос". Дударев и сейчас об этом говорит не без эмоций – притом, что и сам мэтр.
А секрет самого Добролюбова, уверен он, скрыт в его фамилии – "любовь и добро". И если они останутся в белорусском кино – или вернутся в него – то все у него будет хорошо, как было уже у "Белых рос".
И, пожалуй, независимо от источника финансирования.
Ради чего все это затевалось
Анимационный фильм "Волчишко" режиссера Игоря Волчека получил премию как лучший фильм в анимационной форме. И Волчеком в зале восхищаются многие, в том числе продюсер ленты "Внутри себя" Виктор Лабкович – а именно эту картину признали лучшим игровым фильмом.
У отечества нередки проблемы с принятием пророков. Не претендуя на этот статус, белорусские мультипликаторы годами рисовали, снимали, побеждали на международных конкурсах, и эту премию стоило вручить уже хотя бы для того, чтобы они поднялись на сцену и получили награду и апплодисменты в Минске. Но не только для этого.
Премию за выдающийся вклад белорусских кинематографистов в зарубежный кинематограф получил Владимир Гостюхин и зачитал "Волшебную скрипку" Николая Гумилева. Вы едва ли найдете много видеозаписей этого чтения в сети, потому что зал онемел и замер, и даже телефон не достал, пока Гостюхин снова не передал слово ведущим.
Премию за выдающийся вклад в белорусский кинематограф получил Валерий Рыбарев, кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств БССР. Он сказал краткое, но искреннее "спасибо" и назвал тех, с кем хотел бы разделить эту премию и кого нет рядом.
Мне кажется, окончательно значимость национальной премии многие, по крайней мере, я сама, поняли в тот момент, когда на экране замелькали лица тех, кто на сцену за своей ветвью, пальмовой или папаротниковой, уже не поднимется, кто ушел в этом году из жизни. Фотографии мелькали, зал аплодировал. Случись премия раньше, как знать, для кого эти аплодисменты прозвучали бы еще при жизни.