В первый день февраля стартует Rallye Monte-Carlo Historique (RMCH). Два российских экипажа будут участвовать в гонке на "Волгах" ГАЗ-21 – как 55 лет назад это сделали советские пилоты, впервые вышедшие на один из самых главных стартов автоспорта. О том, что подтолкнуло российских спортсменов к участию в RMCH, они сами рассказали на пресс-конференции в МПЦ Sputnik.
При чем здесь Минск?
Советские гонщики дважды выходили на старт ралли Монте-Карло, в 1964 и 1965 годах – и оба раза из Минска. В первый раз это были три 21-х "Волги" и два "Москвича-403". Эти модели, как и еще два других советских автомобиля, теперь могут принимать участие в "исторической реконструкции" гонки тех лет.
"Как известно, ралли устроено по принципу "звездного сбора", это когда участники стартуют из разных городов Европы, и в конце концов на пятый день они собираются в Монте-Карло, где проходит финальный этап. В 60-е годы среди городов, из которых стартовало ралли, был и Минск. Надо сказать, что отсюда стартовали не только советские спортсмены, но и многие западные, в том числе и победитель 1964 года (экипаж на Mini Cooper – Sputnik)", – рассказал сопредседатель автомобильного исторического общества "Горькийклассик" Александр Лекае.
Он отметил, что было принято решение подготовить для гонки две "Волги", так как они могут быть заявлены на гонку из-за своего исторического соответствия. Также исторически и Минск был выбран точкой старта современных экипажей.
Дело техники
Автомобили к гонке были подготовлены известным кольцевиком и раллистом, мастером спорта международного класса Алексеем Васильевым. "Волги" прошли глубокую доработку и получили как новые силовые агрегаты, коробки передач, элементы подвески, тормоза, так и штурманское оборудование, каркас безопасности и, что немаловажно, гидроусилитель руля. Этого всего не было у гонщиков, выходивших на старт в 1960-х.
"Прогресс даже в мире исторических гонок ушел далеко вперед, и все участники современных ралли Монте-Карло едут на серьезно подготовленных автомобилях с использованием современных технологий", – объяснил Васильев.
Он привел в пример монегаска Даниэля Элену, который вместе с французом Себастьяном Лёбом выиграл девять чемпионатов мира по ралли. Элена также будет участвовать в RMCH, для этого он подготовил VW Golf I, который выдает 300 лошадиных сил, но в то время таких мощных моторов у "Гольфов" не было.
Однако кое-какие технические нюансы должны совпадать с оригинальными машинами. К примеру, если на моторе 21-й "Волги" был установлен карбюратор, значит, и в наши дни она не может ехать с "впрысковым" двигателем. Все эти моменты были учтены при подготовке нынешних 21-х.
"Наши ехали на серийных "Волгах", потому что задача у "Автоэкспорта" стояла продавать эти машины и в первую очередь продавать в странах, где популярны ралли", – добавил Васильев.
Он рассказал, что на машинах установлены двигатели ГАЗ, которые ведут свою родословную от того мотора, который стоял на "оригиналах", но прошедшие доработку. Мощность одного из них увеличена до 200 лошадиных сил против 70 л.с. у тех, на которых выступали советские гонщики. Коробки передач – от ГАЗелей. Что примечательно – большинство доработок выполнено с применением отечественных запчастей, причем частично от последней генерации "Волги". Подкачали, в основном, задние тормозные диски – их взяли от Ford Mondeo вместо барабанных, которые стояли на оригинальных машинах. Тормоза при настолько увеличившейся мощности двигателей – важная составляющая безопасности.
Гонщики везут с собой и запчасти, и трех механиков, однако правилами возможности ремонта машин во многом ограничены. Экипажи могут своими силами ремонтировать технику, однако ночью машины становятся в закрытые парки, где техобслуживание запрещено.
"Поэтому мы не везем с собой ни запасной мотор, ни задние мосты, ни подвеску запасную, везем по минимуму", – рассказал Васильев.
Экипажи подготовили и соответствующие духу времени "луки" – на их форме присутствует надпись "СССР".
Женщина за рулем
Изначально второй экипаж должен был быть другим, но во время подготовки Горьковский автозавод, по словам Васильева, отказался поддерживать команду. Поэтому в российском автоспорте был "брошен клич". Отозвались раллистка Татьяна Елисеева, которая поведет вторую "Волгу", и победитель различных "клубных" гонок Марат Яруллин, который поедет в качестве штурмана.
Для Елисеевой подготовлена немного другая машина, мощность мотора – на 50 "лошадей" меньше, чем у "Волги" Васильева. Автомобиль настроен на более комфортную езду в условиях заснеженных горных серпантинов и более низкий расход топлива.
Зачем это нужно и планы на будущее
Участники гонки рассказали также, зачем они решили выйти на старт исторического ралли, ведь экспортные продажи, в отличие от целей "Автоэкспорта" в середине 60-х, уже не играют никакой роли.
"Нам важно в некотором роде набраться опыта, посмотреть, как это делается на Западе, чтобы улучшить то, что делаем мы", – рассказал Лекае, отметив, что общество "Горькийклассик" занимается организацией ралли в России уже много лет.
Он добавил, что в следующем году есть планы выставить уже более многочисленную команду и разнообразить парк машин-участниц, естественно, в рамках разрешенных. А участвовать в RMCH могут еще и "Москвич-408", и ВАЗ-2103. Причем "Волга" является самой громоздкой из всех них.
"Это дополнительный вызов истории – совладать с этой мощной и достаточно тяжелой машиной", – сказал Лекае. А Васильев уточнил, что вес нынешней "Волги" составляет 1,3 тонны, тогда как многие соперники будут выступать на 700-килограммовых машинах.
Участники отметили, что в ралли стартует более 300 автомобилей, а машин, которые будут соревноваться в одном классе с "Волгами", порядка 40.
С именем Сенны
Знакомые с миром автоспорта не могли не слышать про историю трехкратного чемпиона "Формулы-1", легендарного бразильца Айртона Сенны, к слову, шесть раз выигрывавшего Гран-при Монако. Имя "волшебника" оказалось на кепке, в которой Алексей Васильев пришел на пресс-конференцию. Sputnik не мог не спросить, почему гонщик чтит память своего знаменитого коллеги из "открытых колес".
"Вся моя жизнь проходит в автоспорте, с советского картинга, и в 80-е годы Сенна был кумиром для нас, пацанов. У меня много связано с этим именем, это некий идол моего поколения гонщиков. Она (кепка – Sputnik) – мой талисман", – рассказал Васильев. Он отметил, что в течение нескольких лет на гонках носит эту кепку, так как она связана с человеком, который много сделал для автоспорта и для того, чтобы мы все любили эти соревнования.
Читайте также на Sputnik:
- Через Минск в Монте-Карло: российские гонщики отправятся в горы на "Волгах"
- Видеофакт: участники исторического ралли Монте-Карло направились в Минск
Смотрите видео пресс-конференции участников ралли в МПЦ Sputnik