Белорусский государственный цирк празднует сегодня шестидесятилетие. В советское время он был одной из любимых площадок для выступления Юрия Никулина и династии Запашных, в цирковом оркестре делал свою карьеру дирижер Михаил Финберг. Но начать, пожалуй, стоит с того, что в центре Минска купола цирка могло и не быть. Городские власти хотели строить здание в другом месте, но кое-кто им помешал.
Союз советских цирков
В музее отечественного цирка хранится много архивных документов, повествующих о богатом прошлом циркового искусства Беларуси: приказ о возведении цирка братьев Никитиных возле городской ратуши от 1884 года, решение о переносе манежа в нынешний парк Горького и многое другое. Кстати, на старых фото летний цирк в парке именуется "Гладильщиков", такая была фамилия первого русского укротителя смешанной группы животных, дрессировавшего медведей, собак и даже тигров. Тот деревянный цирк разбомбили фашисты во время войны, и до 1954 года минчане не знали, появится ли что-то подобное в столице. В это же время в Москве деятели культуры вынашивали планы по цирковой экспансии во все столицы Советского Союза.
![От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104000/71/1040007193_0:0:2730:2048_600x0_80_0_0_10c330dbd8d5a6911ccfb8434c91589b.jpg)
"Не знаю, сколько достроили, но принимали проект 20 стационарных цирков в столицах и крупных городах СССР. Все-таки 1950-е – самый расцвет Союза, а цирк был понятным простым людям, поэтому искусство решили поддерживать. В итоге братом-близнецом минского манежа оказался киевский цирк, схожие черты также заметны у цирков в Алма-Ате, Кишиневе", – рассказывает хранительница музея Анастасия Туманова.
Получив добро на строительство цирка, минские власти определили площадку – район нынешнего метро "Могилевская" на Партизанском проспекте. Но прима театра оперы и балета, депутат Лариса Александровская настояла на том, что здание должно быть в центре… В итоге в 1954 году знаменитые горожане, включая Александровскую, присутствовали на закладке первого камня в строительство минского цирка на проспекте Сталина. Спустя 5 лет, 31 января 1959 года, здание достроили, а уже 11 февраля минские зрители смотрели премьеру.
![От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104000/72/1040007263_0:0:2730:2048_600x0_80_0_0_a3005454b7cfcab7f27dd7fe87ac4707.jpg)
Площадка напрокат?
Первый директор Борис Ефимович Кабищер так и не дождался открытия цирка – умер от инфаркта в конце 1958-го. Но успел создать цирковой коллектив, который выступил на родном манеже… всего несколько раз и уехал на гастроли.
"Нужно понимать специфику советского цирка: 15 союзных республик образовывали целую систему Союзгосцирк с главком в Москве, где и были сосредоточены все артисты", – объясняет Анастасия Туманова.
Из Москвы артисты направлялись на гастроли по всем циркам Союза, словно на конвейер. Вот и минский цирк служил просто площадкой для гастролей, а белорусский коллектив удивлял чужую публику. Минчанам, конечно, не на что было жаловаться. В цирковых программах "День добрый, Минск!", "Будьте здоровы", "Партизанская баллада", "Хоттабыч в цирке" выступали лучшие артисты СССР.
![От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104000/68/1040006841_0:0:1857:1434_600x0_80_0_0_e16e4a3929e728a153cb30bff482fc40.jpg)
"Вся династия Запашных – отцы и дети – не только выступала, но и ставила в нашем цирке номера. Радовали публику клоуны Карандаш, Олег Попов, очень любил минский манеж Никулин", – отмечает Туманова.
Кстати, минский цирк был в числе любимых у артистов. Почему? Кроме отзывчивости публики, они ценили условия проживания. А белорусский цирк соответствовал всему: был в центре города, плюс находился недалеко от Москвы. Поэтому выступать здесь считалось чем-то элитным наравне с Москвой, Киевом и Петербургом.
Кстати, в позднем СССР цирк продолжал работать в качестве прокатной площадки. Очередной виток популярности он получил благодаря дирижеру Михаилу Финбергу, который за короткое время работы в цирке успел прославиться и записать с оркестром эстрадную пластинку. А потом случился развал СССР.
Между прошлым и будущим
Вспомнили о цирке в суверенной Беларуси не сразу. В 90-е на манеже все так же показывали программы, но здание потихоньку приходило в упадок. В двухтысячных приняли решение о реконструкции, а цирк на несколько лет переехал к станции метро "Восток". Там установили шатер, а в это время в здании на главном проспекте страны кипела работа. Колоссальных трудов это стоило директору цирка Татьяне Бондарчук, при этом она умело рекламировала и программы в шапито.
![От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104000/84/1040008493_0:0:2730:2048_600x0_80_0_0_24ebabb5f175b28e0931e84abdcd6d65.jpg)
Вернувшись в отреставрированное здание, артисты ахнули. В цирке появился современный звук и свет, четыре сменных манежа, лучшие гримерки и даже солярий для лошадей. Далее учреждение возглавил Владимир Шабан. В цирке заговорили о создании белорусской программы, пригласили в штат новых артистов и провели первый минский международный фестиваль циркового искусства.
"Как учреждение культуры наш цирк уже состоялся – его знают, любят не только минчане, но и жители всей республики. Труднее говорить о каком-то самобытном белорусском цирковом искусстве, потому что, побывав и в Северной Корее, и в Монте-Карло я убедился, что все жанры везде одинаковы. У нас, как и во всем мире, популярны дрессура, жонглирование, клоунада, эквилибристика, гимнастика, акробатика", – поясняет директор Белгосцирка Владимир Шабан.
По его словам, белорусский цирк уже показал свои умения и колорит на первом минском фестивале, в этом году состоится второй мировой форум. Но сначала летом поддержать Вторые Европейские игры на минском манеже приедут артисты из дружественного московского цирка на Цветном бульваре.
![От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104000/70/1040007095_0:0:2730:2048_600x0_80_0_0_6f21797d44db116c0d9c9eb0c76951fb.jpg)
"Нам важно радовать белорусского зрителя, не забывая готовить артистов и отправлять их на гастроли. Кроме отдельных номеров, ведем переговоры о прокате полноценной программы в Китае", – поделился последними новостями руководитель.
Улетели под купол
Кстати, среди молодых белорусских артистов ярко выделяется воздушный дуэт Вероники Рыбчонок и Максима Виноградова. Они уже представляли Беларусь на престижных цирковых фестивалях в Риге, Астане и Испании, а сейчас работают в программе "Чудесный дом", посвященной юбилею минского манежа.
"В цирк мы пришли три года назад. До этого я занимался профессионально акробатикой, стал кандидатом в мастера спорта, но потом поругался с тренером. Мне надоело, и я ушел", – без сожаления вспоминает Максим.
![От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку От шапито до собственного фестиваля: 60 лет минскому цирку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104000/83/1040008341_0:0:3072:2048_600x0_80_0_0_8ecab5afe9ffb537418ced6aa082b916.jpg)
Позже будущий артист записался в цирковую студию, где и познакомился с Вероникой. Они решили вместе летать под куполом, стали репетировать. Однажды в студию пришла главреж цирка и предложила Максиму отдельно выступить в благотворительной программе. Позже и Вероника выступила перед минской публикой, работала несколько месяцев, но тоже одна. Параллельно ребята оттачивали совместное мастерство на полотнах в репетиционном манеже.
"Когда попали в штат цирка, нас воспринимали как детей. Но через три недели после вступления в коллектив нам вдруг предложили съездить на фестиваль в Ригу. Мы за неделею поставили три номера! Это было тяжело, особенно в плане актерского мастерства, нужно было двигать и руками и ногами", – вспоминают ребята.
В Риге дуэт взял золото и приехал в Минск почти героями. Коллеги в цирке стали уважать, молодежь пригласили поучаствовать в конкурсе в Астане. И снова – успех. Затем было выступление на минском фестивале циркового искусства, после чего ребят официально позвали в Испанию. К сожалению, там запала не хватило, и артисты вернулись в родные пенаты без наград. Руководство цирка, к слову, уверено, что у ребят большое будущее на самых известных площадках мира. Но молодой дуэт, перечисляя гастроли, акцентирует внимание на минском манеже.
"Минский цирк – просто один из самых крутых цирков в Европе, он современный, это касается оборудования, все технически очень продумано, крутой свет, ровный манеж, отличный звук. Не верите? Вы просто не выступали в других цирках и шапито Европы", – засмеялись ребята.