Белорусский государственный цирк празднует сегодня шестидесятилетие. В советское время он был одной из любимых площадок для выступления Юрия Никулина и династии Запашных, в цирковом оркестре делал свою карьеру дирижер Михаил Финберг. Но начать, пожалуй, стоит с того, что в центре Минска купола цирка могло и не быть. Городские власти хотели строить здание в другом месте, но кое-кто им помешал.
Союз советских цирков
В музее отечественного цирка хранится много архивных документов, повествующих о богатом прошлом циркового искусства Беларуси: приказ о возведении цирка братьев Никитиных возле городской ратуши от 1884 года, решение о переносе манежа в нынешний парк Горького и многое другое. Кстати, на старых фото летний цирк в парке именуется "Гладильщиков", такая была фамилия первого русского укротителя смешанной группы животных, дрессировавшего медведей, собак и даже тигров. Тот деревянный цирк разбомбили фашисты во время войны, и до 1954 года минчане не знали, появится ли что-то подобное в столице. В это же время в Москве деятели культуры вынашивали планы по цирковой экспансии во все столицы Советского Союза.
"Не знаю, сколько достроили, но принимали проект 20 стационарных цирков в столицах и крупных городах СССР. Все-таки 1950-е – самый расцвет Союза, а цирк был понятным простым людям, поэтому искусство решили поддерживать. В итоге братом-близнецом минского манежа оказался киевский цирк, схожие черты также заметны у цирков в Алма-Ате, Кишиневе", – рассказывает хранительница музея Анастасия Туманова.
Получив добро на строительство цирка, минские власти определили площадку – район нынешнего метро "Могилевская" на Партизанском проспекте. Но прима театра оперы и балета, депутат Лариса Александровская настояла на том, что здание должно быть в центре… В итоге в 1954 году знаменитые горожане, включая Александровскую, присутствовали на закладке первого камня в строительство минского цирка на проспекте Сталина. Спустя 5 лет, 31 января 1959 года, здание достроили, а уже 11 февраля минские зрители смотрели премьеру.
Площадка напрокат?
Первый директор Борис Ефимович Кабищер так и не дождался открытия цирка – умер от инфаркта в конце 1958-го. Но успел создать цирковой коллектив, который выступил на родном манеже… всего несколько раз и уехал на гастроли.
"Нужно понимать специфику советского цирка: 15 союзных республик образовывали целую систему Союзгосцирк с главком в Москве, где и были сосредоточены все артисты", – объясняет Анастасия Туманова.
Из Москвы артисты направлялись на гастроли по всем циркам Союза, словно на конвейер. Вот и минский цирк служил просто площадкой для гастролей, а белорусский коллектив удивлял чужую публику. Минчанам, конечно, не на что было жаловаться. В цирковых программах "День добрый, Минск!", "Будьте здоровы", "Партизанская баллада", "Хоттабыч в цирке" выступали лучшие артисты СССР.
"Вся династия Запашных – отцы и дети – не только выступала, но и ставила в нашем цирке номера. Радовали публику клоуны Карандаш, Олег Попов, очень любил минский манеж Никулин", – отмечает Туманова.
Кстати, минский цирк был в числе любимых у артистов. Почему? Кроме отзывчивости публики, они ценили условия проживания. А белорусский цирк соответствовал всему: был в центре города, плюс находился недалеко от Москвы. Поэтому выступать здесь считалось чем-то элитным наравне с Москвой, Киевом и Петербургом.
Кстати, в позднем СССР цирк продолжал работать в качестве прокатной площадки. Очередной виток популярности он получил благодаря дирижеру Михаилу Финбергу, который за короткое время работы в цирке успел прославиться и записать с оркестром эстрадную пластинку. А потом случился развал СССР.
Между прошлым и будущим
Вспомнили о цирке в суверенной Беларуси не сразу. В 90-е на манеже все так же показывали программы, но здание потихоньку приходило в упадок. В двухтысячных приняли решение о реконструкции, а цирк на несколько лет переехал к станции метро "Восток". Там установили шатер, а в это время в здании на главном проспекте страны кипела работа. Колоссальных трудов это стоило директору цирка Татьяне Бондарчук, при этом она умело рекламировала и программы в шапито.
Вернувшись в отреставрированное здание, артисты ахнули. В цирке появился современный звук и свет, четыре сменных манежа, лучшие гримерки и даже солярий для лошадей. Далее учреждение возглавил Владимир Шабан. В цирке заговорили о создании белорусской программы, пригласили в штат новых артистов и провели первый минский международный фестиваль циркового искусства.
"Как учреждение культуры наш цирк уже состоялся – его знают, любят не только минчане, но и жители всей республики. Труднее говорить о каком-то самобытном белорусском цирковом искусстве, потому что, побывав и в Северной Корее, и в Монте-Карло я убедился, что все жанры везде одинаковы. У нас, как и во всем мире, популярны дрессура, жонглирование, клоунада, эквилибристика, гимнастика, акробатика", – поясняет директор Белгосцирка Владимир Шабан.
По его словам, белорусский цирк уже показал свои умения и колорит на первом минском фестивале, в этом году состоится второй мировой форум. Но сначала летом поддержать Вторые Европейские игры на минском манеже приедут артисты из дружественного московского цирка на Цветном бульваре.
"Нам важно радовать белорусского зрителя, не забывая готовить артистов и отправлять их на гастроли. Кроме отдельных номеров, ведем переговоры о прокате полноценной программы в Китае", – поделился последними новостями руководитель.
Улетели под купол
Кстати, среди молодых белорусских артистов ярко выделяется воздушный дуэт Вероники Рыбчонок и Максима Виноградова. Они уже представляли Беларусь на престижных цирковых фестивалях в Риге, Астане и Испании, а сейчас работают в программе "Чудесный дом", посвященной юбилею минского манежа.
"В цирк мы пришли три года назад. До этого я занимался профессионально акробатикой, стал кандидатом в мастера спорта, но потом поругался с тренером. Мне надоело, и я ушел", – без сожаления вспоминает Максим.
Позже будущий артист записался в цирковую студию, где и познакомился с Вероникой. Они решили вместе летать под куполом, стали репетировать. Однажды в студию пришла главреж цирка и предложила Максиму отдельно выступить в благотворительной программе. Позже и Вероника выступила перед минской публикой, работала несколько месяцев, но тоже одна. Параллельно ребята оттачивали совместное мастерство на полотнах в репетиционном манеже.
"Когда попали в штат цирка, нас воспринимали как детей. Но через три недели после вступления в коллектив нам вдруг предложили съездить на фестиваль в Ригу. Мы за неделею поставили три номера! Это было тяжело, особенно в плане актерского мастерства, нужно было двигать и руками и ногами", – вспоминают ребята.
В Риге дуэт взял золото и приехал в Минск почти героями. Коллеги в цирке стали уважать, молодежь пригласили поучаствовать в конкурсе в Астане. И снова – успех. Затем было выступление на минском фестивале циркового искусства, после чего ребят официально позвали в Испанию. К сожалению, там запала не хватило, и артисты вернулись в родные пенаты без наград. Руководство цирка, к слову, уверено, что у ребят большое будущее на самых известных площадках мира. Но молодой дуэт, перечисляя гастроли, акцентирует внимание на минском манеже.
"Минский цирк – просто один из самых крутых цирков в Европе, он современный, это касается оборудования, все технически очень продумано, крутой свет, ровный манеж, отличный звук. Не верите? Вы просто не выступали в других цирках и шапито Европы", – засмеялись ребята.