Белорусы любят театр и наполняют зрительные залы почти полностью. Среди лидеров — Большой театр оперы и балета, а также Купаловский. Догоняют их Государственный молодежный, РТБД и Театр-студия киноактера.
В апреле-мае постарайтесь попасть на "Травиату", "Ревизор", "Про Федота-стрельца", "Гендерные выкрутасы" и "В поисках истинного Я". Все это свежие премьеры.
"Травиата" (22 мая)
Опера "Травиата" идет очень редко. Она поставлена в 2017 году, но не перестала быть премьерным спектаклем, так как все в ней необычно для знатоков оперы. Действие перенесено из Парижа ХІХ века в наше время и повествует о проблеме публичного одиночества.
Режиссер Андрей Жагарс приезжал для постановки из Риги. Он известен не только как директор и режиссер Латвийской оперы, но и как киноактер, который снялся в 13 фильмах. К сожалению, недавно он ушел из жизни, и планам наших оперников на дальнейшее совместное сотрудничество уже не осуществиться.
"Ревизор" (11 и 21 апреля, 5, 8, 15 и 31 мая)
Обласканный критикой спектакль Купаловского театра "Ревизор" тоже насыщен современными реалиями. Вот уж точно не скажешь о скучном или устаревшем Николае Васильевиче Гоголе. Его обличение чиновничества вечно, пока существует взяточничество, очковтирательство и равнодушие к нуждам простых людей.
В конце прошлого года спектакль получил заслуженную Национальную театральную премию, потому что в нем прекрасно играют актеры. Исполнитель главной роли Хлестакова Павел Харланчук был признан лидером среди актеров-мужчин. Почти каждый эпизод сопровождается аплодисментами публики. Такого успеха давно не знала сцена главного драматического театра страны.
Вскоре Купаловский театр отправится на гастроли в Новосибирск, и российская публика также сможет насладиться его искусством.
"В поисках истинного Я" (20, 21 и 23 апреля, 20 и 21 мая)
Театр-студию киноактера ждет серьезный ремонт в его помещении в кинотеатре "Москва". На время они переселятся в отреставрированное бывшее здание Молодежного театра на проспекте Машерова. Наверное, там и будут теперь играть современную притчу зарубежного автора Дж. Тобиаса "В поисках истинного Я".
Режиссер Александр Ефремов придумал не только комедийный спектакль с эротикой и психоанализом. Он насытил премьеру сатирой, пародиями и серьезными мыслями. Участвуют в спектакле известные сериальные киноактеры Валерия Арланова, Вера Полякова, Алеся Пуховая и другие.
"Про Федота-стрельца" (13 апреля, 3 мая)
Государственный молодежный театр рискнул показать зрителям мюзикл. Давно известно, что молодые артисты на его сцене умеют хорошо петь и танцевать. Замахнулись на пока не освоенный театром жанр, хотя в репертуаре немало водевилей. А какой водевиль без песни и танца! Вот уж где озорства, юмора, игры слов видимо-невидимо.
На постановку по Леониду Филатову пригласили известную музыкальную пару Анастасию Гриненко и Дмитрия Якубовича. Их театр "Территория мюзикла" ставит классические произведения ("Страсти по Тилю", "Собака на сене", "Обыкновенное чудо") на современный лад. Воспользовались тем, что в Молодежке есть профессиональная танцевальная группа. Затанцевали и запели все, хотя все задачи для драматических артистов оказались нелегкими.
Публика подхлопывает и подпевает, легко и охотно откликается на остроумные ситуации. Правда, специалисты считают, что некоторые глубокие современные мысли автора оказались нереализованными. Спектакль только начинает свою жизнь, может быть, упущенное доберет.
"Гендерные выкрутасы" (4 и 17 апреля)
Фантастическую комедию безумных положений представил РТБД — Республиканский театр белорусской драматургии. Комедии в сегодняшней белорусской драматургии появляются очень редко. Бывают, конечно, бытовые и слабенькие. А тут киносценарист, публицист, продюсер Андрей Курейчик написал веселый перевертыш. Назвал по-умному: "Гендерные выкрутасы", а лучше бы как продолжение его убойного фильма "Любовь-морковь", например, "Любовь-морковь — по-белорусски".
Полный восторг зрителей вызывает упоминание белорусских реалий: маленьких провинциальных городков и проблемных неспешных прогулок в микрорайоне Минска Шабаны. Высмеиваются всевозможные фирмы с плохо запоминаемыми иностранными названиями, навязчивая нелепая реклама. Многое, о чем всерьез уже и говорить не хочется, только смешком.
Но главная фишка — в смене духовной ориентации. Драматург предложил мужу побыть в шкуре жены. Ей — в шкуре мужа. Употребляю грубое слово "шкура", потому что "побыть в теле" как-то не подходит. В семейных отношениях, уверены создатели спектакля, важна не столько смена тел, сколько смена образа жизни и восприятия этой жизни.
Такая условная фантазийная перемена наверняка поможет лучше понять друг друга, что и происходит. Пьеса заканчивается страстным поцелуем. Любовь вернулась.
В театральной традиции со времен Древней Греции мужчины играли женские роли, так как слабый пол веками не пускали на сцену. Возникали серьезные проблемы, когда позже у шекспировских красавиц ломался голос и появлялись усики. Сейчас театр стал женским. Актрисе ничего не стоит переодеться в мальчишку-подростка. Мужчина в женском облике стал смешным, эстрадным.
Актеры играют хорошо, бесстрашно, весело. И даже прима театра, красавица Людмила Сидаркевич не боится быть смешной и нелепой в мужской роли.
Труднее всех харизматичному Андрею Новику, высокому и крупному, изображать капризное воздушное создание, но и он подсмотрел слабые стороны женской натуры и нашел убедительные краски. Поистине гендерные выкрутасы.
Вот так веселит и увлекает наш сегодняшний белорусский театр. Как показывают социологические подсчеты прошлого 2018 года, количество зрителей, посетивших театры, значительно выросло и дошло почти до двух миллионов человек.