МИНСК, 18 апр – Sputnik. Указ №140, позволяющий инвалидам первой и второй группы и многодетным семьям раз в год ввозить в республику автомобили из-за границы по сниженным на 50% таможенным пошлинам, вступил в силу 13 апреля. С этого момента прошло меньше недели, а воспользоваться льготной растаможкой, по информации ГТК Беларуси, уже успели семь человек.
Чтобы узнать, как новый указ повлияет на автомобильный рынок Беларуси, корреспондент Sputnik поговорила с заместителем главы Белорусской автомобильной ассоциации Сергеем Вариводой.
Опасения и расходы
Инвалидов первой и второй группы и многодетных семей, которые могут себе позволить покупку легкового автомобиля, в Беларуси не так много. Поэтому, на первый взгляд, ввоз авто со льготной растаможкой не станет массовым явлением. При этом стоит учесть, что никаких ограничений на обращение с ввезенным таким образом авто не предусматривается, поэтому участники автомобильного рынка страны предполагают, что это может стать предметом спекуляции.
"Мы опасаемся, что к этой категории лиц примкнут разного рода проходимцы, которые воспользуются льготой. Я надеюсь, что государство, одной рукой поддерживая социально незащищенные слои населения, другой позаботиться в рамках правоохранительной системы, чтобы мы снова не наплодили так называемых "перекупов", чтобы не хлынул в Беларусь серый или вообще теневой импорт автомобилей. Поэтому все будет зависеть от уровня контроля со стороны правоохранительных органов за надлежащим исполнением норм указа №140", - рассказал Варивода.
По его словам, если указ будет добросовестно использоваться участниками рынка, он серьезно не повлияет на соотношение продаж новых и бывших в употреблении автомобилей в Беларуси. "Последние три года это соотношение в пользу новых автомобилей. Конечно, определенные опасения у участников рынка – и это не только автодилеры, но и белорусские автопроизводители – есть, поэтому мы будем внимательно следить за статистикой", - заверил эксперт.
Он также напомнил, что предоставление льгот – это расходы для бюджета. "Мы не должны зарезать курицу, которая несет золотые яйца – я имею в виду, легальных операторов рынка, ведь рост продаж легковых автомобилей дает определенный рост поступлений в доходную часть бюджета", - подчеркнул собеседник.
Как изменится авторынок?
По итогам прошлого года, белорусы ввезли из-за пределов Таможенного союза с уплатой таможенных пошлин примерно 7,5% легковых автомобилей от общего импорта. "Это немного, если вспомнить времена 10-летней давности, когда такой ввоз составлял десятки, а в отдельные годы даже сотни тысяч легковых авто. Мы не видели финансово-экономического обоснования указа №140, но понимаем, что открываем один из шлюзов на внутренний автомобильный рынок Беларуси, я бы даже сказал, на часть рынка Таможенного союза", - пояснил замглавы БАА.
Нужно учесть, что в прошлом году только бывших в употреблении автомобилей с территории Российской Федерации ввезено в разы больше, порядка 30 тысяч – это 35-40%. "Раньше были другие времена. Ведь, кроме всего прочего, республика была транзитной страной: мы с Запада ввозили бывшие в употреблении иномарки и поставляли их на рынок восточной соседки. Сейчас все наоборот. Возможно, приток автомобилей по указу №140 с запада позволит минимизировать такой же бизнес перекупов, но только со стороны России", - предположил Варивода.
Недолговечный указ
Белорусская автомобильная ассоциация будет следить за статистикой и ежеквартально ее публиковать. "Но у меня ощущение, что этот указ не будет долговечным. Если опасения реализуются и появятся первые признаки нанесения ущерба местным автопроизводителям и легальным операторам рынка, думаю, действия указа прекратят", - поделился мнением собеседник.
Он также отметил, что финансовые потоки, завязанные на автомобильный бизнес, очень разнонаправленные и касаются не только взаимоотношений участников рынка с бюджетом Беларуси. "Когда мы говорим о таможенных платежах, мы касаемся отношений с бюджетом, в том числе, Евразийского экономического союза. А у нас пока явный дефицит во взаимоотношениях с этим бюджетом: Беларусь платит, но получает меньше. Похоже, нам навстречу никто не торопится идти, и, возможно, в этой ситуации было бы целесообразно предоставить определенные преференции гражданам Беларуси, а не платить деньги в бюджеты и косвенно в карманы граждан других стран", - заявил представитель Белорусской автомобильной ассоциации.
Он полагает, что законодатель прекрасно понимал, какие риски несет принятие указа, и допускал, что в обществе его могут раскритиковать. "Я призываю людей не воспринимать все очень примитивно и буквально. Поживем – увидим. Цыплят по осени считают. Вот осенью и начнем подводить итоги", - заключил Варивода.