Новый 20-страничный документ, подписанный президентом России Владимиром Путиным, размещен на официальном портале правовой информации. Предыдущая версия доктрины от ноября 2012 года утратила силу.
Что изменилось в глобальной энергетической реальности за семь лет и какую роль в ней будут играть интеграционные процессы на евразийском пространстве – читайте в материале Sputnik.
Чем меньше, тем легче
Согласно документу, в настоящий момент угрозой для энергетической безопасности страны является совокупность нескольких внешних и внутренних факторов. В частности, защищенности энергосистемы угрожают:
- перемещение центра мирового экономического роста в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
- замедление мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры;
- усиление конкуренции экспортеров на глобальном энергетическом рынке;
- увеличение доли возобновляемых источников энергии в структуре мирового потребления;
- мировой рост производства сжиженного природного газа (СПГ);
- изменение нормативно-правового регулирования мировых энергетических рынков.
Риски, перечисленные в доктрине 2012 года, в большей степени касались состояния ТЭК России, эффективности геологоразведки, производственных мощностей, технологического оснащения. Внешними угрозами назывались высокая политизированность отношений в энергетической сфере и неустойчивая конъюнктура рынков.
"Ситуация все время меняется: одни угрозы обостряются и выходят на первый план, другие временно утрачивают свое первостепенное значение. Этот процесс носит постоянный характер", – отметил в беседе со Sputnik руководитель Аналитического центра энергетической политики и безопасности Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов. По его словам, "чем меньше угроз перечислено в документе, тем свободнее работать".
Конкуренция сбивает цены
Новая доктрина энергетической безопасности ставит перед Россией несколько задач. В частности, документ признает наличие конкурентной борьбы разных видов российских энергоресурсов на глобальном рынке и призывает принять меры противодействия влиянию такой конкуренции.
"В первую очередь, речь идет о конкуренции российского трубопроводного газа и СПГ на мировом рынке", – пояснил Алексей Мастепанов.
В результате конкуренции снижаются цены, напомнил эксперт. "Отечественные энергоносители конкурируют не только с зарубежной продукцией, но и между собой, а значит, цены на энергорынках будут снижаться еще сильнее. Потребитель в таком случае выигрывает, а производитель, являющийся налогоплательщиком, оказывается в невыгодной ситуации", – указал он.
По словам собеседника Sputnik, важной задачей для российских властей является одновременное развитие всех видов энергоносителей.
"Для этого необходимо, чтобы производители СПГ и трубопроводного газа находились в одинаковых экономических условиях", – подчеркнул эксперт.
В настоящий момент в отношении российских производителей СПГ действует нулевая экспортная пошлина, в то время как экспортеры трубопроводного газа исправно выплачивают таможенную пошлину.
Курс на безопасную интеграцию
Усилению энергобезопасности России будет способствовать интеграция со странами ЕАЭС И СНГ, углубление партнерства в рамках БРИКС, ШОС, ФСЭГ и ОПЕК, отмечается в обновленной доктрине.
Суть экономического взаимодействия в том, что "результат усилий одних и других не просто складываются, а умножается", указал Алексей Мастепанов. "В этом смысл экономического сотрудничества, и, естественно, оно укрепляет энергетическую безопасность сторон", – пояснил эксперт.
Усиление взаимодействия государств снижает угрозы срыва поставок энергоресурсов, сокращает риски влияния налоговых и нормативно-правовых факторов, подчеркнул собеседник Sputnik. В большей степени речь идет о политике, чем о реальных действиях по обеспечению энергетической безопасности, указал он.
"Обеспечение энергетической безопасности – это создание условий для надежного бесперебойного снабжения потребителей энергией в нужное время и необходимом объеме по доступным ценам. Если взаимодействие стран способствует достижению этих целей, значит, мы его приветствуем и включаем в доктрину в качестве обеспечительной меры", – подчеркнул Алексей Мастепанов.
При этом ни в рамках ШОС, ни по линии БРИКС не предвидится новых крупных энергетических проектов на многосторонней основе, полагает эксперт.