Специалисты сразу оговариваются: для психолога беситься из-за клиента (совершенно любого) – непрофессионально. Человек пришел и заплатил, а значит придется добросовестно работать с тем, что он принес. Бывает, идет тяжело и вязко; но ничто из того, что происходит в кабинете психолога, не должно вызывать у него раздражения.
И тем не менее существуют определенные категории клиентов, работать с которыми объективно менее приятно, чем с остальными. Белорусские психологи рассказали Sputnik о том, что мешает им работать.
Клиенты, которые считают психолога волшебником
Нередко клиенты думают, что психологи и сами все могут. Такие приходят, озвучивают проблему и садятся ждать, пока специалист ее решит. Иногда даже подробностей не рассказывают: это, мол, не так важно – все, с чем стоит работать, я тебе уже поведал.
Поймите, чудес не бывает: решить серьезную проблему поможет только длительная и совместная работа, в которой участвует как психолог, так и клиент.
Из той же оперы – неготовность, к примеру, выполнять домашнее задание, в то время как это важнейшая составляющая терапии.
В той же категории клиенты, которые снимают с себя ответственность за собственную жизнь. Или очень инфантильные люди, категорически не готовые признать, что сами могут быть источником своих проблем, и требующие перемен от всех вокруг.
Требуют гарантий
Гарантий быть не может. Это первое, что нужно знать.
Второе: обвинять психолога, если ему не удалось вам помочь, чаще всего не за что. Эффективность терапии зависит от множества самых разных факторов. Но важно следующее: хороший психолог признает, что не справился с поставленной задачей, а в некоторых случаях даже будет готов вернуть вам потраченные деньги.
Не верят в психолога
Есть категория клиентов, которые приходят к психологу, будучи заранее убежденными, что терапия им не поможет (такие люди чаще обращаются к специалисту по настоянию родственников или друзей).
Здесь сложность вот в чем: перед тем как начинать работать с проблемой, приходится сперва доказывать, что это вообще резонно. А это тратит время клиента, влечет его еще большее недоверие и, конечно, мешает помочь.
Сравнивают работу разных психологов
Этим нередко грешат завсегдатаи наших кабинетов: люди, которые уже ходили к другим специалистам, приходят к еще не знакомому и начинают оценивать его, сравнивая.
Они все время задают вопросы в стиле: "А мы с вами что, табличку вот такую не будем рисовать?" – и не понимают, что у каждого психолога своя методика. И если вы уже посещали специалиста со своей бедой, а потом пришли еще и ко мне, разве целесообразно нам с вами снова проходить тот же путь?
Считают, что им должны
Психологов бесит, когда несерьезные люди обращаются к ним в сети: шлют письмо со своей проблемой, требуют решить ее, порой даже по имени не обратившись, не добавив "пожалуйста", не уточнив, есть ли у психолога время и возможность заняться их случаем. Люди, которые по каким-то причинам убеждены, что психолог должен отозваться.
Торгуются
Речь не обо всех, кто рассчитывает на скидку или надеется получить помощь по более демократичной цене: порой психологи соглашаются работать и бесплатно, когда проникаются жизненными обстоятельствами, в которых оказался человек, – это же чистой воды благотворительность.
Но есть и другие: они сразу обращаются к специалисту с оговоркой – "Пойду к вам, только если сделаете скидочку 15%, иначе найду другого психолога, вас же пруд пруди". Хороший психолог вряд ли станет убеждать клиента с таким настроением: почти за любую услугу нужно платить.
Действительно бесит: стереотипы
Вокруг деятельности психологов существует множество неприятных стереотипов, но есть "лидеры".
● "К психологам обращаются только слабые".
Все специалисты пытаются бороться с этим утверждением: очевидно, что сила нужна уже для того, чтобы обратиться за помощью к психологу. Ну и чтобы копаться в себе, надо быть довольно смелым, многие бегут от этого всю жизнь.
● "К психологам обращаются "психи".
В корне неверно: как раз психолог работает только со здоровыми людьми. Этот стереотип часто выступает для потенциального клиента сдерживающим фактором: "Не пойду к психологу, потому что не хочу, чтобы кто-то считал меня психом".
● "Психолог только слушает и говорит, за что ему платить?"
Людям, которые ни разу не были на приеме у психолога, кажется, что это похоже на посиделки с другом. Но нет: эмоциональная поддержка дает временное облегчение, а работа с психологом призвана решить проблему. Для этого существует масса методов, о которых точно не знает ни один из ваших друзей.
А для того, чтобы быть компетентным, хорошему психологу необходимо не только соответствующее образование, но и постоянное повышение квалификации - на конференциях, семинарах, прочих мероприятиях, посещение которых порой обходится весьма недешево.
Некомпетентные коллеги
В числе людей, называющих себя психологами, есть те, кто сходил на двухмесячные курсы, обзавелся там каким-то псевдодипломом и начал практиковать. Они никак не могут быть достаточно компетентными.
Такие портят мнение обо всех представителях профессии: когда человек, впервые обратившись за помощью к специалисту, встречается с таким психологом, у него складывается вполне справедливое впечатление, что проделанная работа – бесполезна.
Читайте также:
-
Жадины, богачи, хитрюги. Турагенты рассказали, что их бесит в клиентах
-
Не знают адрес и просят "заменить машинку": что бесит диспетчера такси
-
Подозревают и просят не лезть с советами: няни – о том, что их бесит
-
Как вести себя в ночном клубе: охранники рассказали о том, что их бесит
-
Как вести себя на борту самолета: стюардессы рассказали о том, что их бесит