Во время встречи с государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой белорусский президент Александр Лукашенко высказался на тему дальнейшей интеграции с Россией. По большому счету, нельзя сказать, что глава государства заявил что-то принципиально новое, однако ввиду предстоящей встречи с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге, а также исходя из многочисленных слухов, которыми в последнее время обросла тема белорусско-российских отношений, эти оценки представляются достаточно интересными.
В чем суть переговорной позиции Минска?
Во-первых, президент отметил, что страны не планируют внесения каких-либо существенных изменений в текст союзного договора и не собираются "ломать" этот документ. То есть никаких "тайных договоренностей" и новшеств не будет, планируется согласовать долгосрочную дорожную карту по выполнению соглашения и пошагово двигаться в этом направлении.
Во-вторых, в очередной раз была отмечена несостоятельность многочисленных измышлений о возможном "слиянии" двух государств. По словам Лукашенко, президенты "расставили флажки", за которые нельзя выходить, и очевидно, что для Беларуси такой границей является вопрос государственного суверенитета.
Это значит, что белорусское руководство готово к максимальному сближению в политической, экономической и военной сферах, однако передача части управленческих функций на наднациональный уровень, создание неких "надстроек" в виде общих органов власти, указания которых будут иметь характер прямого применения, исключается.
Ну и, наконец, в-третьих, официальный Минск на самом высоком уровне, то есть устами главы государства, объявил свои условия по теме дальнейшего углубления интеграции. По мнению белорусского лидера, существуют "принципиальные большие вопросы", однако есть также "вопросы текущие, без решения которых вообще нечего говорить о какой-то интеграции, каких-то программах".
То есть переговорная позиция Беларуси состоит в том, что, если Россия желает достичь необходимых результатов на стратегическом геополитическом уровне, необходимо прийти к взаимопониманию также на направлениях тактического характера, которые, возможно, представляются в Москве второстепенными, но для Минска, особенно в свете избирательных кампаний 2019-2020 годов, имеют архиважное значение.
Беларусь поднимает ставки
Конкретно белорусский президент привел пример запретов Россельхознадзора на поставки продукции в РФ для порядка 80 белорусских предприятий и прямо намекнул на то, что эти ограничения введены не только с ведома, но даже по указанию российского правительства. Также актуальными остаются вопросы ценообразования на российский газ в связи с истечением нынешнего контракта в 2019 году, нет компромисса по теме компенсации ущерба, понесенного белорусскими НПЗ в последние месяцы от поставок т.н. "грязной нефти" из России.
Это если не вспоминать о сюжете с т.н. "налоговым маневром", последствий которого белорусская нефтеперерабатывающая промышленность, если опираться на мнение посла нашей страны в РФ Владимира Семашко, может просто "не пережить".
Конечно, по идее, "проблемы негров не должны волновать шерифа", и на первый взгляд Кремль не должен думать о судьбе белорусской "нефтянки", принимая какие-либо внутренние управленческие решения в энергетической сфере. Однако если мы ведем речь об "углубленной интеграции", то есть максимальном сближении экономических и политических позиций, то политика, в том числе на топливно-энергетическом рынке, должна быть согласованной, направленной на взаимное развитие, а не иметь побочных эффектов в виде нанесения вреда союзнику.
Ведь в случае когда системы тесно связаны между собой, и боль, и радость становятся общими, а любые негативные проявления у партнера будут иметь соответствующее отражение.
Как бы там ни было, но до настоящего момента все эти сложные вопросы на правительственном уровне не решены, что, в принципе, не было большим секретом, исходя из доступной информации о встрече Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева на открытии Европейских игр в Минске.
При этом в очередной раз президент Беларуси в свойственной ему искренней манере решил поднять ставки и вынести на публику острые темы, использовав в этих целях встречу с государственным секретарем Союзного государства Рапотой, который вместе со своим аппаратом парадоксальным образом оказался несколько в стороне от обсуждения вопросов будущего белорусско-российской интеграции на уровне правительственных "рабочих групп".
Услышат ли белорусского лидера в Москве и какой эффект даст подключение Постоянного комитета Союзного государства к деятельности "рабочих групп", неизвестно, однако на сегодняшний день можно с сожалением констатировать, что достичь компромисса в сопряжении стратегических и тактических задач Москве и Минску в преддверии очередных переговоров президентов и Форума регионов России и Беларуси в Санкт-Петербурге не удалось.
Оптимизм вселяет только тот факт, что обсуждение существующих проблем ведется в союзной рамке, от интеграционной логики никто не отказывается, а необходимость сближения не подвергается сомнению.