Что такое шедевр? Как выбрать лучшую фотографию? Что делать, если на твоих глазах происходит трагедия?
Фотохудожник Альфред Микус, фотограф Павел Поташников и фотожурналист Андрей Давыдчик в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь поделились своими принципами работы и рассказали о своих лучших снимках.
Как вы отбираете фотографии?
Каково быть в жюри на конкурсах фотографии и как отбирать из огромного количества собственноручно снятого материала несколько лучших кадров? Своими методиками мастера поделились с читателями Sputnik.
"Я достаточно эмоциональный человек и, отсматривая фотографии, обращаю внимание на то, цепляют ли они меня. Я откладываю их в другую папку, а потом присматриваюсь. Но в первую очередь фотография должна вызывать эмоцию при первом просмотре", – рассказал Поташников.
Для Микуса фотография – это в первую очередь "рисунок светом".
"Для меня первичное значение имеют свет, композиция. Важны эмоции, которые дает это визуальное изображение, или эмоции, которые изображены. Обязательно у снимка должны быть высокое качество и оригинальность", – добавил фотохудожник.
Он пояснил: в месяц просматривает десятки тысяч фотографий и теперь зачастую на конкурсах отбирает снимки интуитивно.
"Даже когда я отбираю свои фотографии, стараюсь работать с ними как с чужими. Вообще я стараюсь отбирать снимки хотя бы через месяц после съемки. Тогда ты открываешь архив и начинаешь все бросать в корзину, как мусор. Из пятисот фотографий отбираешь пятьдесят, потом сходишь попьешь кофе и отбираешь пять. Так и происходит отбор", – поделился Микус.
С ним во многом согласен Давыдчик.
"Я называю это "фотографии отлежались", как хорошее вино или коньяк", – говорит фотограф.
Он признается, что не хотел бы быть членом жюри на фотоконкурсах.
"Говорить кому-то "ты хуже" – последнее дело. Можно сломать человека на корню, и он навсегда возненавидит эту работу. Если бы мне предложили судить работу, я бы, наверное, отказался", – признал Давыдчик.
Он добавил, что порой в жюри конкурсов входят люди, которые отношения к фотографии не имеют – для него такая ситуация парадоксальна.
Снимать или помогать?
Один из вечных вопросов фотожурналистики: что делать, если стал свидетелем трагедии? Браться за фотоаппарат или помогать тем, кто попал в беду?
Поташников признается, что, скорее всего, он бы выбрал работу.
"У нас в обществе принято осуждать мой подход. На публику многие хорошие, но скажу честно: если бы я работал на месте трагедии, я бы, скорее всего, работал", – рассказал Поташников.
Он признался: если бы он понимал, что его помощь может быть полезной, он бы постарался одновременно помогать и вести съемку.
"Тяжелый вопрос", – признал Микус и добавил: если бы ситуация не касалась его лично и его семьи, то, отбежав на безопасное расстояние, он бы взялся за фотоаппарат.
"Все зависит от того, могу ли я помочь. Если не сможешь, зачем совершать бессмысленный геройский поступок?" – сказал Микус.
"У меня была смешная ситуация в жизни. Я шел с мамой по Октябрьской площади, она оступилась и упала. Говорит: дай мне руку, пожалуйста. Я говорю: сейчас, мамочка. И достаю фотоаппарат. Она говорит: свинья! Я говорю: мама, да! Но пока я дойду до тебя, как раз успею сделать этот кадр. Я сделал кадр – мама стоит на коленях, протягивает руки. Хорошая фотография получилась", – рассказал Андрей и все же добавил: ну конечно, я бы помогал.
Что такое шедевр?
"Берем рыжую полуобнаженную девушку, ставим старинную вазу, вокруг ног разбрасываем сухие листья, ставим рядом котика, рисуем красивый фон, переводим квадрат и сепию – получится шедевр", – пошутил Альфред Микус.
Павел Поташников добавил: если что-то не получилось, всегда можно сказать, что это "крафт".
Андрей Давыдчик дополняет: фотографу есть чем гордиться тогда, когда он состоялся на родине, ведь творческой среде сложно принять яркую личность. Если удалось завоевать себе имя на родине, тогда повод для гордости действительно есть.
Покажите свои лучшие снимки!
Альфред Микус и Андрей Давыдчик принесли с собой подборку некоторых своих любимых фотографий и рассказали их историю.
"Разговаривали о том, как прожили 60 лет в любви и согласии. Я спросил – а поцеловаться можете? Они засмеялись. Все совпало – статуэтка, их фотографии в молодости, часы и они с любовью смотрят друг на друга", – рассказал Альфред об одном из своих любимых снимков.
Андрей Давыдчик также поделился подборкой фото. Одно из них – портрет женщины из серии о слабовидящих айтишниках.
"В глазах этой женщины отражается небо. Мне эта фотография нравится", – признался Андрей.
Альфред признал: снимок вышел очень сильным.
Чтобы узнать историю других снимков, которыми поделились фотографы, а также послушать, о чем еще они беседовали в пресс-центре Sputnik, смотрите видео.
Смотрите также:
- Первый шаг на Луне: исторические фотографии покорения космоса
-
История президентства Лукашенко в 40 фотографиях