Трагедия случилась 11 августа 1979 года в небе над украинским Днепродзержинском. На высоте 7800 метров столкнулись два пассажирских самолета ТУ-134.
Один борт следовал из Челябинска в Кишинев с 88 пассажирами на борту, второй — из Ташкента в Минск. На этом борту находились 77 человек: 12 детей и 65 взрослых. В их числе команда ташкентского футбольного клуба "Пахтакор": 14 игроков, тренер, администратор и врач.
Официальная версия
Самолеты пропали с радаров в 13:35. Приблизительно в это же время командир самолета Ан-2, который совершал рейс Черкассы – Донецк, передал на землю "Харьков, 734-й, что-то падает с неба!" Еще через пару минут командир донецкого рейса сообщил диспетчерам: "В районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, ТУ-134".
Комиссия, которая проводила расследование, пришла к выводу, что виноваты диспетчеры. Они, хоть и неумышленно, но свели два лайнера в одной точке.
Этот сектор воздушных трасс считался непростым, тем не менее координировать полеты в тот день поставили малоопытного диспетчера 3-го класса – двадцатилетнего Николая Жуковского. Контролировать его работу должен был диспетчер 1-го класса Владимир Сумский. Он в какой-то момент заметил ошибочные решения стажера, попытался их исправить, но в конечном счете лишь приблизил трагедию.
Жуковского и Сумского осудили на 15 лет. Сумский вышел через шесть с половиной лет, Жуковский покончил с собой.
Стреляли?
Впрочем, была и другая версия катастрофы — самолет сбили. Кто и почему — предположения разнятся, их несколько лет назад собрали и проанализировали создатели документального фильма "Тайна гибели "Пахтакора".
Документалисты пообщались с тренером команды Олегом Базилевичем, который тогда чудом избежал гибели — по семейным обстоятельствам он должен был лететь в Минск другим рейсом. По мнению Базилевича, диспетчеры ошибочно завели минский ТУ в секретную зону. Лайнер оказался над оборонным объектом, потому, по версии бывшего тренера "Пахтакора", и был сбит.
В фильме рассматривают также версию, что самолет был сбит во время военных учений, которые в то время походили на территории Украины.
Однако противники этой версии напоминают о том, что в это время в небе над Днепродзержинском находились несколько самолетов, в том числе донецкий Ан-2, наблюдавший трагедию. Он летел гораздо ниже и, значит, представлял большую опасность для возможного секретного объекта или более легкую мишень. Однако Ан уцелел.
Память
Сразу после трагедии команду попытались восстановить — командировали в "Пахтакор" футболистов из разных республик, приняли решение сохранить на три года за ташкентским клубом членство в высшей лиге. Этот пункт оказался особенно кстати в 1981 году, когда "Пахтакор" занял последнее, 18-е место в чемпионате страны. Команда восстанавливалась достаточно долго.
В новом веке память о погибшем "Пахтакоре" была увековечена сразу несколькими монументами. К 30-летию трагедии на месте трагедии у Куриловки и в самом поселке появились памятные знаки. Они стали возможны благодаря инициативе Аллы Шулепиной-Тазетдиновой, вдовы тренера Идгая Тазетдинова, а также финансовой поддержке ряда футбольных клубов. На одном из памятников так и написано: "от футбольного братства бывшего СССР".
Трагедия у Куриловки, в которой погиб "Пахтакор", остается одной из крупнейших авиакатастроф в мировой истории. Никто не выжил, погибли 178 человек.
- Капитан минского"Динамо", которое должно было выйти на поле против "Пахтакора", Михаил Вергеенко рассказал Sputnik о тех событиях