Если ребенок принес из школы "десятку" и несколько "пятерок", на что будут делать упор белорусские родители, спрашивает у Sputnik основательница Первой интернациональной немецкой школы и частного детского сада в Минске Агата Сидорович. И прежде чем корреспондент успевает ответить, снимает с языка наиболее очевидный для среднестатистического белоруса ответ.
"Они будут делать упор на то, чтобы вытянуть пять. Но это неправильно. Потому что тогда этот ребенок останется по жизни средним. А если делать упор на его сильную сторону, он сможет раскрыться, стать особенным, преуспеть. Это очень важно. И это то, чего я хочу", – говорит Агата.
Два года назад она открыла в Минске Первый немецкий детский сад. В этом году в саду состоялся первый выпускной – нескольким девочкам предстоит идти в школу. Агата посчитала, что будет нечестно по отношению к этим детям бросать их в новую среду, и решила открыть школу.
Интерес VS знания
Агата планирует в своей школе сделать ставку на интерес. Ребенку должно хотеться ходить в школу и узнавать что-то новое, искать себя. Нашпиговать маленького человека знаниями в разных областях, порой через силу и против его воли, – этого мало для успеха в современном мире, полагает она.
"Чтобы сегодня выиграть в гонке, знаний мало. Надо быть особенным. Надо максимально открыть в себе свой потенциал, свои возможности, свою силу. Знания – это всего лишь инструмент, а как им пользоваться, как выражать свое мнение, как сделать, чтобы на тебя обратили внимание, чтобы ты мог выступить, сделать презентацию, чтобы ты мог миру что-то самостоятельно показать, твой продукт, твои мысли, для этого надо больше чем знания. Для этого нужно раскрыть в себе внутреннюю силу, уверенность и самостоятельность", – объясняет руководитель немецкой школы.
Ее двое старших детей начинали учиться в Германии. Когда семья переехала в Беларусь, Агата отдала дочь и сына в интернациональную американскую школу в Минске. Эта школа доступна только для граждан других государств. Дочь успешно окончила, сейчас получает высшее образование в Голландии, сыну остался год. Это побудило Агату создать первую интернациональную школу в Минске с возможностью обучения и белорусов.
"Я видела, как это работало у моих детей. Я никогда с ними не делала домашних заданий, потому что они сами понимали, что надо вовремя идти спать, надо ограничивать сладости, надо заниматься спортом и надо учиться. И сейчас, когда папа предложил Максу, который через год оканчивает школу, пойти работать в его компанию в Сан-Франциско, Макс сказал: "Нет, я сначала хочу окончить университет". Эти дети очень хорошо знают, кто они и чего они хотят", – говорит Агата.
Тот стандарт, насколько это возможно, она планирует совместить с белорусской программой. И сделать его доступным и для маленьких белорусов. Во всяком случае, свою младшую дочь, которой предстоит пойти в школу в следующем году, она рассчитывает учить уже в интернациональной немецкой школе в Минске.
"Ребенок сам должен понимать, куда он хочет идти. Если ты ему предложишь массу вариантов : есть музыка, а есть математика, а еще английский, немецкий, человек и мир… Причем если этих детей шесть человек в классе – это немножко другое, чем когда в классе 30 человек, будет результат. Я видела, как это работает в американской интернациональной школе. Там нет детей, которые учатся плохо. За счет этого личного контакта все работает по-другому. Там никто не отстает, потому что все хотят быть частью группы", – говорит создатель новой интернациональной частной школы.
Программа и учителя
Из министерства образования, помимо программы, она получила увесистую инструкцию, как должен быть организован учебный процесс. Там подробно расписано, как учить детей правильно сидеть и держать ручку. Агата говорит, что настроена максимально внимательно отнестись ко всем требованиям.
"Даже этот 21 день "подготовки к школе" в сентябре можно сделать более интересным. Провести это время так, чтобы детям было интересно и радостно. Моя позиция: учеба должна быть через радость, через музыку, через движение, через интерес к жизни", – говорит Агата.
Помимо стандартных предметов, включая "Человек и мир", будут еще уроки немецкого. Агата вместе с педагогами, которые будут работать в школе, разработала уникальную программу, которая совмещает наиболее сильные стороны белорусской образовательной программы и немецкой программы земли Баден-Вюртемберг.
"Фишка в том, что много всего будет проходить на немецком и английском. Потому что в Германии в начальной школе программа намного слабее. Та же математика, к примеру", – объясняет Агата.
Поэтому содержательную часть взяли из белорусской программы, но преподавать предметы детям будут на немецком и английском.
На начальном этапе в школе педагоги будут работать в тандеме. Один будет отвечать за занятия на русском языке, второй – на немецком и английском.
"Например, один педагог имеет опыт работы в белорусской школе. Ей 34 года. Ушла из государственной школы в этом году, потому что немного устала от той программы. Предполагается, что она будет вести уроки так, чтобы ребенок в любой момент смог встроиться в обычную белорусскую школу со своими знаниями", – рассказывает Агата.
Другой педагог, на которой будет держаться немецкая часть, около пяти лет проработала в школе в Германии.
Цель – это создать здоровый микс из экспатов и белорусских энтузиастов, говорит Агата. Предполагается, что со временем в школу будут приезжать специалисты из Америки и Европы для проведения коротких семинаров по высокотехнологичным направлениям в IT и других областях. Есть идея совместного проекта с партнером в Силиконовой долине. Проект предусматривает создание цифрового профиля каждого ученика на основе блокчейн, где будут хронологически отражены лучшие работы ученика с возможностью их дальнейшей монетизации. Такой проект будет первым в мире в своем роде в области образования.
Для тех белорусских детей, кто придет в школу даже без начального знания немецкого и английского, предусмотрены дополнительные занятия языком. И наоборот – для учеников-иностранцев, к примеру, детей сотрудников посольств, аккредитованных в Беларуси, организуют дополнительные уроки русского.
А что дальше?
Пока Агата планирует ограничиться начальной школой. Она полагает, что к 10 годам ее воспитанники окрепнут и смогут безболезненно встроиться в любую систему, не потеряв себя. Следующий шаг – полная школа и выпуск с интернациональным дипломом, дающим право прямого поступления в университеты Европы, США и Канады.
"В 10 лет они уже другие – они выйдут отсюда со знанием, помимо основной программы, немецкого и английского. И это будут достаточно свободные личности, которые будут уже по-другому вести себя в этом мире", – рассуждает Агата.
Она не исключает, что для ее маленьких выпускников со временем будут открыты не только белорусские, но и европейские вузы. При этом она уверена, что даже если эти дети выберут заграничное образование, они непременно вернутся домой – делать жизнь здесь лучше. Во всяком случае, таким она видит будущее своей маленькой дочери.
"Мне тут очень комфортно. Пока я хочу жить здесь. Возможно, потом она захочет поступить в Германию в институт. Но она наполовину белоруска, и она себя здесь замечательно чувствует. И я могу ясно представить, что она захочет вернуться. Чтобы что-то дать обществу здесь", – говорит создательница частной интернациональной немецкой школы.
Читайте также:
- Что удивляет европейцев в белорусах
- Праздник непослушания как оптимальная защита для детей