МИНСК, 15 авг – Sputnik. Ряд изменений планируется внести в законопроект "Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений "по итогам общественного обсуждения, об этом сообщила начальник управления по вопросам некоммерческих организаций Министерства юстиции Беларуси Елена Кириченко в ходе круглого стола в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.
По ее словам, данный законопроект никак не связан с предстоящей выборной компанией.
"Мы его планировали еще в прошлом году, он вошел в план законопроектов, который утвержден указом президента. Мы планомерно периодически вносим изменения в законодательство об общественных объединениях и политических партиях, и после последнего внесения изменений прошло довольно-таки много времени – более 5 лет", – пояснила представитель Минюста.
Она отметила, что на этот день в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий и около трех тысяч общественных объединений. Когда готовился этот законопроект, Минюст создал рабочую группу, в которую вошли представители политических партий и общественных организаций. Основные концептуальные моменты обсуждались на заседаниях рабочей группы, а после законопроект был подготовлен, направлен на согласование в госорганы и вынесен на общественное обсуждение на правовом форуме Беларуси.
По итогам общественного обсуждения прошло еще одно заседание рабочей группы, где ее участники обсудили все полученные предложения. Часть из них войдет в итоговый документ.
Список предложенных изменений
В законопроекте предусмотрен целый ряд изменений, касающихся деятельности политических партий и общественных объединений.
"Мы уменьшаем минимальное количество учредителей и членов политической партии и общественных объединений. Если на сегодняшний день политическая партия должна иметь не менее 1 тысячи учредителей, то в данном законопроекте предусмотрено уже 800. Также мы предлагаем уменьшить количество учредителей и членов республиканских общественных объединений с 50 до 40", – рассказала Кириченко.
Еще одно нововведение – расширение территории деятельности для местного общественного объединения. Сейчас такое объединение может действовать в пределах территориально-административной единицы, которую оно заявило. "В данном законопроекте предусмотрено, что оно сможет осуществлять деятельность на всей территории Беларуси", – отметила она.
Также упрощается процедура регистрации политических партий и общественных объединений: они смогут подавать документы в электронном варианте или на бумажном носителе по своему желанию.
"Сейчас для регистрации изменений и дополнений в свои уставы они должны подать документы на бумажном носителе. Но мы переходим на электронный документооборот, поэтому мы посчитали, что будет оправдано предоставить возможность общественным организациям и политическим партиям подавать документы в электронном виде", – подчеркнула представитель Минюста.
Планируется отменить госрегистрацию отдельных видов символики – значка, вымпела, гимна и галстука. Предусмотрена возможность иметь юридический адрес общественного объединения и его организационных структур по месту работы руководителя.
"Изначально мы планировали, что это будет и у политических партий, но рабочая группа сошлась во мнении, что это неприемлемо. В законопроекте она есть, но когда мы будем дорабатывать, мы ее исключим", – заявила Елена Кириченко.
По словам заместителя начальника управления по вопросам некоммерческих организаций Министерства юстиции Беларуси Алексея Печкурова, еще одно предложенное в законопроекте новшество – возможность проведения заседаний высших руководящих органов политических партий и общественных объединений в режиме видеоконференции, с использованием мессенджеров или сети интернет.
Также предусматривается в проекте закона норма о том, что решения выборных органов общественных объединений и политических партий могут быть обжалованы в судебном порядке.
"В настоящее время судебная практика не является устоявшейся, зачастую суды принимают жалобы на действия органов общественных объединений, зачастую они отказываются принимать и обосновывают это тем, что это не их подсудность", – отметил он.
Для учредителей местных общественных объединений исключается требование о том, что они должны проживать на территории двух либо более районов территории, на которую будет распространяться деятельность этой организации. "Это является облегчением условий для создания и деятельности местных общественных объединений", – убежден Печкуров.
Что не войдет в итоговый документ?
Есть моменты в законопроекте, которые по результатам общественного обсуждения и диалога рабочей группы хотят исключить. Так, бурные обсуждения вызвал пункт предложенного законопроекта об ограничении зарплат работников общественных объединений в размере 40% от их доходов.
"Мы обсудили это и в Минюсте, и на заседаниях рабочей группы, и приняли решение, что мы этот пункт, скорее всего, исключим из законопроекта", – отметила Елена Кириченко.
Вероятно, из законопроекта также будет исключен пункт о выдаче свидетельства о государственной регистрации для общественных объединений.
"Это предложение поддержала большая часть опрошенных нами участников обсуждения. Мы думали, что исключим выдачу свидетельства и для политических партий, но они пока завязаны на избирательном кодексе", – заключила представитель Минюста.
Гармонизация законодательства в рамках Союзного государства
Отвечая на вопрос о гармонизации белорусского и российского законодательства о деятельности общественных объединений и политических партий в рамках Союзного государства, Елена Кириченко отметила, что острой необходимости в этом нет.
"Мы считаем, что у нас довольно-таки гармоничное законодательство по общественным объединениям и политическим партиям. Если Российская Федерация посчитает нужным что-то взять из нашего законодательства и перенести в свое, это будет довольно-таки неплохо. Какие-то моменты, которые есть в российском законодательстве, мы и сейчас учитываем или не учитываем", – пояснила она.
Представитель Минюста подчеркнула, что гармонизация не подразумевает полное совпадение законодательств того и другого государства в данной сфере.
"Оно должно как-то соотноситься друг с другом, не противоречить. Перспективы есть и возможности тоже, но каждая страна смотрит, какое законодательство ей нужно в этой сфере", – подытожила Кириченко.
Другие участники круглого стола также считают, что пока вопрос о гармонизации законодательства в этой сфере между Беларусью и Россией не стоит. Это в том числе связано и с различиями избирательных систем двух стран.
Полную версию обсуждения законопроекта "Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений" в ходе круглого стола в МПЦ Sputnik смотрите на YouTube-канале.