Олег Табаков: в поисках героя нашего времени

© Sputnik / Перейти в фотобанкОлег Табаков (справа) в роли Искремаса на съемках кинофильма "Гори, гори, моя звезда"
Олег Табаков (справа) в роли Искремаса на съемках кинофильма Гори, гори, моя звезда - Sputnik Беларусь
Подписаться
Народный артист СССР в 2015-м отмечал юбилей – ему исполнялось 80 лет. Не стало великого актера в марте 2018-го.

В Советском Союзе не было звезд, были имена, точнее даже Имена. Худрук, создатель театра, Народный артист СССР, педагог, воспитавший огромное количество нынешних российских актеров, в том числе Евгения Миронова и Владимира Машкова — все эти статусные должности и звания не могут описать всех его заслуг у зрителя. А вот имя — Олег Табаков — может.

От Шелленберга и Обломова до кота Матроскина

Для немосквичей Табаков — все-таки, прежде всего, кино. Доехать до Москвы, а уже тем более раздобыть билеты в модные "Современник" и позже "Табакерку" — экспериментальную студию, расположенную в помещении бывшего угольного склада, было непросто. Оставалось кино — Табаков за все это время снялся более чем в 120 фильмах.

© Sputnik / Перейти в фотобанкКадр из фильма "Шумный день"
Олег Табаков: в поисках героя нашего времени - Sputnik Беларусь
Кадр из фильма "Шумный день"

Создавал совершенно разные образы: от шефа Штирлица Шелленберга до злобной няни-домомучительницы в "Мэри Поппинс, до свидания". Он играл Обломова у Никиты Михалкова и короля Людовика XIII в "Трех мушкетерах", а еще несимпатичного "друга" Кати Тихомировой в "Москве слезам не верит".

© Sputnik / А. Гольцин / Перейти в фотобанкВячеслав Тихонов и Олег Табаков в фильме "Семнадцать мгновений весны"
Олег Табаков: в поисках героя нашего времени - Sputnik Беларусь
Вячеслав Тихонов и Олег Табаков в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Большую долю популярности ему добавил даже не эпизод — закадровая работа. Актеров, которые озвучивают мультперсонажей, обычно не ассоциируют с рисованным героями, но в случае с Табаковым произошло невероятное: кот Матроскин из Простоквашино на время стал чуть ли не альтер эго артиста.

От существа к существу о существе по существу

И все-таки театр был и остается его основным приложением сил. Табаков был одним из создателей "Современника", потом в конце 70-х придумал свою "Табакерку" и параллельно работал с Олегом Ефремовым во МХАТе. Потом руководил МХТ имени Чехова и все той же "Табакеркой".

В театре ему оказалось проще сохранить верность старой актерской школе, когда мастерство актера измеряется его умением работать по формуле: от существа к существу о существе по существу. Сейчас же те, кто идут в актеры, "по существу", по его мнению, не всегда умеют.

"Слова естественно произносимые, но не более того, за которые платит довольно большие деньги кинематограф и, особенно, телевидение, в театре для меня цены не имеют", – говорил Табаков.

При этом обвинить его в старомодности не получится. Театры Табакова успешны, да и сам он чутко реагировал на новое время. Раз требует зритель яркое действие, значит, спектакли должны стать динамичными. Психологический театр, по словам Табакова, хорош, только когда он зрелищный.

"Зрелищность для меня — не бранное слово. Да будьте вы семи пядей во лбу и переполнены самыми значительными гуманными идеями, но если театральное действо не зрелищно — не будут вас смотреть. Люди уйдут из зрительного зала, невзирая на дороговизну билетов. Сначала они голосуют рублем, потом — ногами", — откровенничал он несколько лет назад с журналистами.

Герой нашего времени

Табаков время от времени высказывался по актуальным политическим вопросам. Поддержал политику руководства России на Украине и в Крыму, но при этом выступил против гонений на руководство и режиссера "Новосибирского театра оперы и балета" за оперу "Тангейзер" (против создателей оперы возбудили административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания", однако суд не нашел состава преступления и дела закрыл —Sputnik).

Директор театра уволен после скандала с оперой "Тангейзер"

Наше время, по мнению Табакова, не предполагает появления героев. Потому в телевизоре — менты, в книгах — Гарри Поттер.

"Сегодня нет героев, и это нормально. Что-то я не шибко помню, чтобы французская революция рождала обилие героев. Всё больше тартюфы или какие-либо такие пакостники, дурачки, вроде Журдена… Для меня герои — настоящие, не киношные — просто русские интеллигенты: Лихачев, Солженицын", — признавался он журналистам.

Однако тогда же он добавлял, что в целом временем доволен. И ни за что не променял бы свою свободу на "собесовскую" похлебку.

Олег Табаков: по-настоящему народный артист

Лента новостей
0