Советский и доставшийся от него постсоветский подход к школьному обучению изначально искривленный. Школа — не место, где ребенок получает интересные знания и полезные для жизни навыки в соответствии со своими способностями. Это какой-то нездоровый социальный институт, давно устаревший и требующий реформирования, где учителя-роботы больше интересуются самоутверждением, чем саморазвитием, а школьники звереют от скуки и того, что единственным методом оценки успеваемости является способность механически запоминать и воспроизводить данные, которые никогда не пригодятся.
Давайте признаем, наконец, что школьная программа, методы преподавания и оценки требуют глобального пересмотра. Что никому не нужны массовые стихи наизусть и умение рассчитывать молярную массу. Современность не требует большого хранилища данных в голове, важно умение оперировать информаций, применять ее, искать и использовать. Потому что объемы информации в нынешних реалиях настолько огромны и доступны, настолько быстро устаревают и заменяются новыми, что подход к обучению нужно было изменить еще 20 лет назад. И то, что сейчас есть в школьной программе, скорость и методика преподавания только тормозят развитие детей.
В наших школах ум и умение мыслить вообще не востребованы. Нужно только запоминать, пересказывать, со всем соглашаться и подчиняться. Кому это нужно?
Детям скучно! Дети не хотят служить запоминающими устройствами, писать в тетрадки ручкой идиотские сочинения про "что хотел сказать писатель" или решать задачи, которые им никогда не предложит жизнь, подчиняться требованиям внимания и соблюдения тишины. Внимание и уважение нужно не требовать, а завоевывать интересными приемами и творческим подходом. Вместо этого учителя становятся главными противниками прогресса.
Моя подруга руководила отделом PR и маркетинга крупной российской компании, которая занималась дистрибуцией и внедрением электронных учебников. И больше всего стонали и возмущались тем, что нужно осваивать что-то новое, учителя! Вместо того, чтобы радоваться тому, что могут сделать уроки увлекающими и интерактивными.
Еще учителя опасались потерять авторитет у учеников, которые умеют обращаться с компьютерами и планшетами гораздо лучше! Они предпочитают царствовать красной ручкой в тетрадках и продолжать внушать детям, что ошибаться — это страшный грех, это нельзя, это достойно осмеяния. Это неправильно, когда чего-то не знать считается стыдным для ученика.
Сейчас учителя и ученики существуют в двух параллельных мирах, соединиться которым, похоже, нет никакой возможности, оттуда и взаимная нелюбовь.
В одном из миров мелькают яркие картинки и курсируют огромные потоки информации на экранах гаджетов, виртуальность и реальность давно смешались, "лайки" влияют на социальную успешность, а реферат — синоним для "скачать в интернете".
В другом мире заседают люди, утомленные бесконечными инструкциями и отчетами, рамками программы и невозможностью сделать шаг влево и шаг вправо. И молодое поколение учителей — это те, кто с готовностью подчиняется устоявшимся правилам. Никаких экспериментов, творчества и переустановки системы, только методичное выполнение предписаний ну и, может, выкладывание в инстаграме ошибок своих учеников — чтобы друзьяшки посмеялись над глупыми детьми. Да, это не выдумка, а наблюдения за деятельностью одной реальной классной руководительницы, которой нет еще и тридцати лет.
Есть, конечно, энтузиасты своего дела, предметники, которые приходят в школу с огнем внутри и желанием все изменить. У меня самой были два таких педагога, молодые парни с истфака, Валентин Георгиевич и Олег Иванович, которые увлекли всех историей, географией и обществоведением, очаровали своим чувством юмора и неформальным подходом. Они основали в школе историко-экологический клуб, водили учеников в походы, спасали районную речку от замусоривания и загрязнения. Результат? Несколько поколений счастливых, осознавших себя и свое предназначение учеников! Но в итоге учителя эти из школы сбежали, не выдержав унылости, рутины и инструкций. И это ужасно — место, которое должно служить для развития творческих качеств и умственных способностей, в реальности занимается ровно противоположным, а действительно крутые учителя оказываются задавлены серой массой тех, кто не хочет ничего улучшать.
Школа для большинства учеников является узаконенной каторгой, повинностью, которую нужно отбывать без всяких шансов на досрочное освобождение. И да, дети бывают теми еще отморозками и тупицами.
Только проблема в том, что таких отморозков из них выращивает, не в последнюю очередь, школа, куда они попадают в очень юном возрасте, и где проводят большую часть своего бодрствования. Все эти классные руководители и внеклассные мероприятия, на которые нужно ходить строем без учета твоих личных интересов, постулаты о том, что школа воспитывает ответственных граждан и настоящих людей…
Да школа даже себя воспитать не может, упиваясь нелепым правилом "Учитель всегда прав!". Никто не бывает всегда прав, а возраст — не повод считать себя умным, мудрость это не морщины, а извилины! И в мире, где пятнадцатилетние создают крутые стартапы, хакают компьютерные системы, созданные взрослыми товарищами, зарабатывают на блогинге и придумывают собственные линии одежды, эти пятнадцати- тринадцати- и даже пятилетние заслуживают уважения, человеческого отношения и интересной учебы. Тогда не будет смертей на физкультуре и нападений с ножом на учителя.