Без оценок, без контрольных, любимые предметы учи сколько хочешь, а нелюбимые можешь прослушать один раз – мечта любого школьника.
"Когда незнакомым ребятам говорю, что учусь на одни "четверки" и "пятерки", они думают, что я очень плохо учусь", – улыбается 15-летний Яша Радченко.
Вместе с младшими братьями и сестрой он учится в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга дистанционно.
12-летняя Мия и 11-летний Савелий на "удаленку" перешли в этом году, в 5-й класс, проучившись в местной школе первые четыре года. 14-летний Ефрем и 15-летний Яков - восьмиклассники, они уже второй год занимаются дистанционно.
О том, сколько времени ребята тратят на учебу, пользуются ли шпаргалками и скучают ли по обычной школе, они рассказали корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной.
Три класса за один год
В маленькую деревню в Молодечненском районе, где живет многодетная семья Радченко, только пару раз за день заезжает маршрутка.
Зато буквально в паре километров находится поселок Чисть, в котором есть и новая большая общеобразовательная школа с бассейном, и музыкальная школа, и спортивный комплекс.
"Именно потому мы выбрали это место, когда решили переехать за город. В Минске я бы детей не навозилась на все занятия", – говорит Екатерина Радченко, мама пятерых детей.
Больше десяти лет назад они с мужем Валентином уехали из Минска в деревню, где решили построить новый дом и новую жизнь на земле. Дом у семьи действительно добротный и просторный.
Школы в соседнем поселке, как и планировали, пригодились, правда, не все. Сначала учиться, как все дети, не захотел старший Давид, и мама рискнула и поддержала сына.
"С Давидом мы в 5-м классе попробовали перейти на домашнее обучение – и это был не очень хороший опыт. В нашей системе образования совершенно не продумана система оценивания учеников, которые решили заниматься самостоятельно", – говорит Екатерина.
Шестой класс Давид окончил уже в российской школе с дистанционным обучением.
"В Беларуси таких нет, а в России – много. Правда, в то время видеоуроки были очень дорогими, и Давид учился только по письменным лекциям, что было довольно сложно.
Но возвращаться в обычную школу сын не хотел и сам предложил выход: на следующий год мы с ним вернулись на домашнее обучение в свою школу и вместе со мной и с помощью репетиторов Давид подготовился и сдал экзамены сразу за три класса: 7-й, 8-й и 9-й", – делится Екатерина.
Сейчас старший сын оканчивает колледж и мечтает стать программистом.
Видеоучительница, которая никогда не накричит
"У меня любимый урок – химия"… "А у нас с Мией – история"… "Я хочу улучшить оценки по физике и биологии, у меня "четверки"… "А у меня по алгебре "4", и мне Яша помогает, у него "пятерка". Зато я Савве по математике помогаю", – обсуждают школьные дела Яша, Ефрем, Мия и Савва.
На вопрос, скучают ли они по школе или одноклассникам, все отрицательно мотают головой.
"Это Давид был один, а им точно дома скучно не бывает. У мальчишек теперь друзья по интересам, ребята из спортивной секции, а Мия встречается с подружками из школы", – говорит мама и разливает ароматный чай сразу в семь кружек.
Приезд корреспондента Sputnik совпал с "переменой" у школьников. За большим деревянным столом в гостиной собралась вся семья.
"В начале года по каждому предмету дети получают примерно по 100 вопросов и весь год готовят на них ответы. В конце во время итогового экзамена им нужно ответить на 20 вопросов. На основании оценок за эти экзамены-тесты их переводят в следующий класс", – объясняет суть дистанционного обучения Екатерина.
Не ответил правильно за отведенное время – не сдал и не будешь аттестован.
"Конечно, ответы можно успеть подсмотреть, но я разрешаю шпаргалки только по какой-нибудь теории физкультуры или изобразительному искусству. Остальные предметы дети сдают честно, и это уже не зависит от того, слежу я за ними или нет. Это вопрос принципа, все понимают, что и для чего учат", – говорит Екатерина.
"Бывает, невнимательно смотришь урок, но потом нужно решить тренировочные тесты, и если что-то упустил, все равно переслушиваешь", – включают Мия и Савва очередной урок любимой истории.
Уже знакомая им "видеоучительница" рассказывает о далекой реке Нил и проблемах с сельским хозяйством, которые были у древних египтян. Ребята внимательно слушают, останавливают, чтобы получше рассмотреть картинки и карту, и что-то помечают в своих тетрадях.
Учатся дети по российской программе, которая от белорусской отличается незначительно. Например, биология и география начинаются на класс раньше, а химия – на класс позже, есть несущественная разница в программе по литературе.
Домашнее обучение – забота родителей
После того, как младшие просмотрят все свои видеоуроки на сегодня и примутся работать в печатных тетрадях, за ноутбук сядут восьмиклассники.
Прикладные и гуманитарные предметы Екатерина старается чередовать, чтобы регулировать внимание. Кроме этого, есть перерыв на обязательные занятия музыкой, так как все дети учатся в музыкальной школе.
"Также каждый учит по стихотворению в неделю и пересказывает мне любую прочитанную книгу, чтобы развивалась речь. Потом мы все вместе по видеоурокам учим испанский язык", – уточняет мама расписание "своей школы".
Английский язык она преподает детям сама. По образованию Екатерина психолог со знанием языка.
"В дистанционном обучении каждый выбирает ту степень знаний, которая ему необходима. Кому-то нужны одни пятерки, и он учит все. А кто-то хочет стать спортсменом или художником и может некоторые предметы пройти ознакомительно.
Еще один плюс дистанционного образования в том, что здесь не важно, насколько быстро ребенок способен усвоить новый материал. Если я вижу, что кому-то трудно, значит, буду объяснять вместе с "видеоучителем" столько, сколько нужно, при этом на ребенке это никак не отразится, его никто не будет торопить и на него никто не будет повышать голос", – делится мама.
Она рассказывает, как постепенно помогает дочери преодолеть психологический барьер боязни ответить уже выученный урок, которым нередко страдают дети, особенно в младшей школе.
"По успеваемости уровень детей не стал ниже того, что был в школе, а по некоторым предметам даже улучшился. Кроме этого я заметила, что дети стали намного спокойнее. Раньше они возвращались из школы взбудораженные, часто расстроенные, и приходилось каждого приводить в чувства", – вспоминает мама.
Перечислив неоспоримые плюсы, Екатерина подтверждает, что учить ребенка вне школы можно, только если кто-то из родителей всегда будет рядом.
"Любое домашнее обучение – это родительская ответственность. Не нужно думать, что вы просто заплатите за курс, а потом посадите ребенка и спокойно уйдете. Ни один ребенок самостоятельно дома учиться не будет", – утверждает Екатерина.
Благодаря четкому планированию, к трем часа дня в будни, когда остальные дети только приступают к подготовке домашнего задания, в семье Радченко полностью заканчивают все занятия. Выходные и каникулы у школьников из этой семьи совпадают с остальными детьми.
С футбольным полем во дворе и без гаджетов
Сэкономленное время братьям и сестре Радченко потратить есть на что.
Кроме общеобразовательной, все ребята учатся в музыкальной и спортивной школах, ходят в бассейн, старшие ездят на дополнительные занятия по химии.
"Мия и Яша играют на пианино, Ефрем – на скрипке, а Савва – на флейте. Я понимаю, что музыкантами они не станут, но для общего развития именно музыкальное образование очень полезно", – говорит мама, а старший Яша охотно демонстрирует свои музыкальные достижения.
Кроме музыки, мальчишки ходят на бокс. Но самая большая их страсть – это футбол! Футболом парни занимаются каждый день и в местной спортивной школе, и в Минск ездят, и даже в собственном дворе имеют мини-поле с воротами.
Не пойти на футбол – это и главное наказание в этой семье, например, за невыученные уроки. Почему не лишение гаджетов, как у всех современных школьников?
"У меня нет личного телефона", – удивит ответом каждый из детей. А мама добавит, что и ноутбук у них один на всех, поэтому "сильно не разыграешься".
Конечно, телефоны в семье есть, и любой может взять их… для того, чтобы позвонить.
"Я сознательно решила придержать излишнюю социализацию в соцсетях и пока не заметила в этом ничего плохого. Играя в виртуальный футбол, футболистом не станешь", – отмечает Екатерина, а мальчишки подтверждают, что все трое хотят стать спортсменами, и напоминают маме, во сколько их встретить сегодня после вечерней тренировки.
Читайте также:
- Зачем Беларуси IT-вуз и каким он может быть?
-
Бездомная школа: ученики мечтают о первой смене, кружках и своей раздевалке
-
Педагог: что делать, если вашего ребенка "выживают" из детсада в школу