Беларусь готова закупать нефть из любых альтернативных источников и на практике оценить рентабельность таких поставок, заявил накануне Александр Лукашенко. Первая партия ожидается в ближайшие дни: Беларусь приобрела 80 тысяч тонн нефти в Норвегии, сырье будет поставлено на нефтеперерабатывающий завод "Нафтан" через порт в Клайпеде. Но вопрос лишь в том, как долго Минск будет пользоваться альтернативными поставками нефти, считает Игорь Юшков.
"Беларусь возвращается на 10 лет назад. Тогда, в мае 2010 года, они закупали венесуэльскую нефть и рассматривали это как инструмент давления на Россию. В итоге было подписано более-менее компромиссное, но выгодное для Беларуси соглашение. Хотя тот инструмент им стоил порядка 1,1 млрд долларов", — отметил Юшков в интервью Sputnik Литва.
Покупать нефть в Норвегии явно дороже, чем в России, добавляет эксперт. Экспортировать приходится по мировым ценам, плюс платить за перевалку в Клайпеде и дальше за транзит по железной дороге. И вопрос лишь в том, какие объемы и на какой срок эта схема будет продолжаться.
"Российская нефть даже по мировым ценам все равно будет выгоднее, чем у любого другого поставщика. Покупая у России, Беларусь рассчитывается на границе, и нужно доставить по нефтепроводу по своей территории. А если покупает у любого другого поставщика, то придется сначала в портах перевалку оплатить, а потом транзит через Польшу, Украину или Прибалтику. И разница в стоимости доставки будет довольно существенной", — заявил Юшков.
Нефтяной вопрос
Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.
В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.
В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставляться она будет через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн. Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежского сырья Беларусь переплачивает по 20 долларов за тонну.
Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива.
Без альтернативы?
Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика и низкое качество сырья вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.
Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.
Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.
В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.