МИНСК, 23 янв – Sputnik. В четверг норвежский танкер вошел в порт Клайпеды, что подтверждают данные специализированных порталов marinetraffic.com, vesselfinder.com и myshiptracking.com.
Накануне танкер "Breiviken" не смог войти в литовский порт из-за резко ухудшившейся погоды, что привело к задержке поставки нефти на белорусский НПЗ в Новополоцке.
Погода вносит коррективы
В государственном концерне "Белнефтехим" с сожалением констатировали, что непогода на Балтике мешает планам по разгрузке норвежского танкера Breiviken с нефтью для новополоцкого нефтеперерабатывающего завода "Нафтан".
В концерне не берутся прогнозировать новое время разгрузки нефти для Беларуси.
В "Белнефтехиме" признали, что задержка прибытия норвежской нефти не является критичной: в настоящее время хватает запасов нефти и поступающих партий по нефтепроводу, чтобы поддерживать работу двух белорусских НПЗ с загрузкой, необходимой для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах.
Как ранее сообщал Sputnik, после того, как 80 тысяч тонн нефти сорта Johan Sverdrup будут выгружены в порту Клайпеды, по железной дороге ее доставят на "Нафтан".
Нефтяной вопрос
Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.
В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.
В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставляться она будет через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн. Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежского сырья Беларусь переплачивает по 20 долларов за тонну.
Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива.
Без альтернативы?
Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика и низкое качество сырья вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.
Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.
Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.
В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.