Он был очень добрым человеком и говорил, что архитектура – очень доброе искусство, рассказывает о свекре искусствовед из США Регина Хидекель. Он считал, что его главная задача – защитить человека.
Хидекель – уроженец Витебска, учился у Марка Шагала и Казимира Малевича. Был одним из создателей УНОВИС (объединения "Утвердители нового искусства"), по сути первой лаборатории, где художники-новаторы искали новые формы и смыслы для нового времени.
В середине 20-х годов прошлого века, уже будучи студентом Института гражданских инженеров, Хидекель пережил большое наводнение в тогдашнем Ленинграде. И придумал город на воде. А потом еще город на сваях и "Аэрогород".
"Этот город жители могли бы использовать как укрытие в случае наводнения. Он бы, как Ноев ковчег, поднимался вместе с водой, а когда вода уходила бы, опускался. Спасти людей – это была главная идея", – рассказывает Регина Хидекель
В Беларуси имя Лазаря Хидекеля известно искусствоведам, но мало что говорит обывателю. Этот год должен изменить ситуацию.
Любимый ученик Шагала
Когда Марк Шагал в 1973 году приехал в СССР, он захотел встретиться и с Лазарем Хидекелем. Они оба были родом из Витебска, им было что вспомнить – когда Хидекелю было 14 лет, он пришел записываться в Витебскую народную художественную школу. И, несмотря на возраст, его взяли – в виде исключения.
"У них не было прямой связи в течение жизни. Это было невозможно. Но в тот приезд он захотел с ним встретиться. И он сказал тогда Лазарю Марковичу: "Лазарь, ну почему ты стал архитектором, ты же был такой талантливый художник, ты был один из лучших моих учеников, а стал архитектором", – рассказывает Регина Хидекель.
Лазарь Хидекель действительно был художником. Учился живописи не только у Шагала, но и у Юдэля Пэна, и у Мстислава Добужинского. Но УНОВИС, одним из активных участников которого был Хидекель, проповедовал авангард. И именно с супрематизмом - одним из направлений авангарда – связывают прежде всего имя Хидекеля.
"Существовало раньше такое обывательское мнение, что авангардисты не владеют техникой искусства – делать квадраты каждый может. Но на самом деле история Хидекеля и Витебской школы, история УНОВИСА опровергает это. На самом деле они учились искусству, учились рисованию, живописи", – рассказывает искусствовед.
После войны ни Хидекель, ни Шагал в родной Витебск никогда не возвращались. В 1973-м тема поездки Шагала в Витебск обсуждалась, но он отказался.
"Сейчас люди придумывают разные версии, но тогда он сказал: "Я очень хотел бы поехать в Витебск. Но я боюсь, что мое сердце не выдержит, когда увижу, что нет того города, в котором я вырос и в котором я жил". Он прекрасно понимал, что во время войны этот город был уничтожен…" – рассказывает Регина Хидекель.
По той же причине, по словам искусствоведа, не возвращался в родной Витебск и Хидекель. Он уехал оттуда в 1922-м. В дальнейшем проектировал и строил преимущественно для Ленинграда.
Увидеть Хидекеля
Идея супрематизма была в том, чтобы усовершенствовать жизнь. В начале ХХ века жизнь стремительно менялась, супрематизмы пытались адаптировать человека к этим изменениям.
"Ну как в это время вы могли жить с капителями, носить длинные платья, большие шляпы и так далее. Они должны были переодеть мир. И их задача была в том, чтобы найти эти новые формы мира. И в архитектуре, и в одежде, и в быту. Создать совершенно новый мир… Малевич отказался от ренессансной перспективы, на которой была построена вся историческая живопись. Новая живопись видела пространство не как отражение живущей реальности, а как отражение внутренней реальности. Художник мог выражать все: свой внутренний мир, философские идеи", – объясняет Регина Хидекель.
Увидеть архитектора-супрематиста Хидекеля можно в Санкт-Петербурге. Это, прежде всего, первый советский трехзальный кинотеатр "Москва" на Старо-Петергофском проспекте, он считается памятником архитектуры регионального значения. Хидекель проектировал школы, Ленинградский институт гражданских инженеров (ЛИСИ) и Гидрометеорологический институт на правом берегу Невы.
Про один из проектов, который реализовывался в 30-е годы под Ленинградом, семья известного архитектора рассказала чуть подробнее.
"В советской архитектуре есть такое понятие, как соцгородок – такой строился, к примеру, в Магнитогорске. Был объявлен конкурс, на который пригласили выдающихся архитекторов современности. Там были архитекторы из Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии, 20-30-е годы ХХ века), а также Ле Корбюзье (известный французский архитектор). И ничего из этого не вышло. Это было построено частично и плохо. Это осталось в истории как неудачный эксперимент. И совершенным контрастом является этот соцгородок Невдубстрой, который построил Лазарь Хидекель, который только что окончил архитектурный институт. Это было создание целого нового мира", – рассказывает Регина Хидекель.
От того реализованного проекта в войну уцелело немногое, а после войны городок восстанавливали уже без оглядки на супрематизм.
Предвидел будущее
И все-таки самым невероятным в наследии Хидекеля видятся его идеи экологичных городов, проекты, в которых безопасно человеку и окружающей среде. Он еще 100 лет назад предлагал озеленять крыши и строить города на сваях, чтобы избежать подтоплений и цунами.
Сейчас, когда тема экологии в урбанистике и строительстве становится одной из ключевых, идеи Хидекеля выглядят не такими уж фантастическими. Шесть лет назад семья Лазаря Хидекеля учредила специальную премию и ежегодно вручает ее молодым архитекторам за экологические и инновационные решения.
"Это хрустальный приз, в котором высечена композиция Лазаря Хидекеля "Рассечение черного квадрата". Вы помните, Малевич создал "Черный квадрат" – казалось бы, на этом все кончено. Но Хидекель сказал ему: "Нет, Казимир Малевич, мы ваш квадрат рассечем, и это будет продолжением", – рассказал сын Лазаря Хидекеля Марк.
Читайте также:
- Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля