МИНСК, 3 мар – Sputnik. США готовы помочь Беларуси с инфраструктурой и поставками нефти, заявил Александр Лукашенко в ходе совещания, посвященного работе энергетической отрасли страны.
По мнению главы государства, отдельно и интенсивно нужно отрабатывать вопросы логистики, потому что одними договорами на поставки нефти вопрос не решится.
"Необходимы комплексные и системные инфраструктурные решения. Следует продумать возможность реализации совместных проектов с иностранными компаниями – собственниками сырья", – напомнил он.
Александр Лукашенко предложил принять как факт ситуацию, что при разрешении энергетических вопросов белорусская сторона может рассчитывать лишь на себя, потому что даже в критический момент самый близкий партнер руководствуется только личными интересами.
Диверсификация прежде всего
В Беларуси есть два нефтеперерабатывающих завода, поэтому, решая вопросы диверсификации поставок, нужно учитывать и их географическое положение.
Белорусский лидер напомнил о своем решении, что поставки стратегического сырья должны быть диверсифицированы и осуществляться из трех источников.
"Я уже сказал, что около 40%, может быть, 50% будем по-прежнему покупать нефть в России (если Россия захочет), когда окончательно диверсифицируемся. А по 30% можем покупать с портом Балтики и из Одессы", – сказал он.
После чего добавил, что уверен в положительном решении вопроса поставок по балтийскому маршруту при помощи трубопроводного транспорта.
"Это же не проблема построить. Там, кстати, есть пара труб, которые бы нас устроили, если бы мы их привели в порядок и договорились с балтийскими государствами по этим трубам", – сказал глава государства.
Труба из Балтики
Александр Лукашенко напомнил, что у него состоялся серьезный разговор с госсекретарем США Майком Помпео на тему оказания помощи с необходимой инфраструктурой и поставками черного золота. Тогда глава Госдепартамента предложил поставлять сырье по конкурентным ценам.
"И на мюнхенской конференции было заявление: они выделили $1 млрд для строительства объектов логистики, то есть для поставки нефти. В том числе мы можем рассчитывать, что получим от них совсем дешевые кредиты на строительство той же несчастной трубы с Балтики", – цитирует главу государства БелТА.
По мнению Александра Лукашенко, там необходимо всего несколько перемычек сделать, на что, предполагает правительство, может понадобиться три года.
"Не будет этого. Полтора-два года, не больше! И 100-120 млн долларов мы сами найдем на эти перемычки", – обрисовал перспективы он. После чего добавил, что для этого нужно просто шевелиться.
"Поэтому надо просто шевелиться", – подчеркнул белорусский лидер.
Премьер-министр Сергей Румас констатировал, что белорусские НПЗ в настоящее время работают при неполной загрузке. В первые два месяца текущего года было переработано 1 миллион 850 тысяч тонн нефти.
"Нафтан" – 892 тысячи тонн, Мозырский НПЗ – 962 тысячи тонн", – уточнил глава белорусского правительства.
Нефтяной вопрос
Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.
В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.
В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.
Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставлялось по железной дороге. Поставки всего объема нефти заняли две недели.
Позже, также через Клайпеду, Беларусь закупила несколько танкеров российской нефти, приобретенной без премии.
Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива. По данным на вторую половину февраля, НПЗ республики работали лишь на 50% мощности.
Без альтернативы?
Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.
Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.
Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.
В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.
Во второй половине февраля вопрос с поставками нефти в республику так и не был решен, однако президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил о "неожиданном предложении" российского коллеги Владимира Путина по данной теме. Как заявлял президент, предложение будет оценено правительством, после чего будет принято решение.