Последние две недели чуть ли не каждый день получаю СМС с предупреждением от банка и дополнительное напоминание при каждом входе в интернет-банкинг.
Начинаются они неизменно со слов: "Будьте бдительны! Осторожно, мошенники!"
"Уж меня-то точно не разведут", – машинально закрывала я напоминания, ровно до тех пор, пока сама лично не познакомилась с мошенниками, кстати, очень профессиональными.
С вашей карточки снимают деньги в Гомеле
"Тамара Валерьевна, вас беспокоят из вашего банка. Только что мы получили запрос на снятие 450 рублей с вашей карточки. Вы подтверждаете списание 450 рублей в пользу клиента БПС-Сбербанка?" – ошарашил меня женский голос.
"Какой запрос? Какое списание?" – ничего не поняла я.
"Операция была запрошена сейчас. Но банк, в связи с участившимися случаями мошенничества, уточняет информацию по всем крупным суммам. Вы не снимали сейчас 450 рублей?" – переспросила девушка.
"Попытка была совершена из Гомеля. Проверьте, пожалуйста, карточка с последними цифрами **** сейчас у вас, вы ее никому не передавали, не теряли?" – без остановки продолжала собеседница.
А я трясущимися руками перебирала карточки в кошельке, пытаясь сравнить последние четыре цифры.
"Когда последний раз вы совершали операции по этой карточке? Какую сумму снимали?" – не унималась девушка.
"Вам знаком гражданин такой-то?" – назвала она неизвестные имя, фамилию и отчество. – "Это он пытался снять деньги с вашей карты".
"Так он их снял или нет?" – всерьез обеспокоилась я.
"Банк заблокировал транзакцию, и, раз вы ее не подтверждаете, мы ее отменим. Счет заблокируем и, поскольку данные карточки стали известны третьим лицам, карточку тоже блокируем и отправляем на переоформление. Вам позвонят из отделения банка, которое вы выберете, и расскажут, где забрать новую карту", – без запинки продолжала представитель банка.
Уточните свой идентификационный номер
Надо отметить, что говорила девушка четко и грамотно, в речи использовала много специальной банковской терминологии. В общем, впечатление она произвела на меня правильное, от испуга и неожиданности я честно отвечала на все вопросы, ничего не заподозрив.
"Для блокировки вашей карты нам нужно проверить некоторые ваши данные, чтобы убедиться, что мы разговариваем именно с вами, Тамара Валерьевна. Уточните, пожалуйста, свой идентификационный номер", – попросила девушка.
И вот на этом месте (спасибо банку за напоминания!) у меня, наконец, "сработал тумблер".
"Прежде чем я назову вам свой идентификационный номер, назовите мне имя и фамилию и еще какие-то данные, которые я смогу проверить в банке, перезвонив прямо сейчас", – предложила я собеседнице.
"Я с вами разговариваю не как физическое лицо, а как представитель банка, и вы не имеете права запрашивать у меня личные данные", – отрезала девушка и, не дав мне опомниться, продолжила: "Вы можете легко убедиться в том, что я звоню из вашего банка, посмотрите на номер, с которого я вам звоню, он указан и на обратной стороне вашей карты".
Я проверила – номер действительно совпадал!
"Вы посмотрели, убедились?" – поспешила уточнить "представитель банка".
"Тамара Валерьевна, если вы не подтвердите свой идентификационный номер, мы не сможем заблокировать нежелательную транзакцию, и с вашей карты будет списана крупная сумма", – начала новое наступление собеседница.
Но я больше сдаваться не собиралась: "Я нахожусь недалеко от своего отделения банка, не кладите трубку, сейчас я добегу – и мы все уточним на месте".
"Вы можете, конечно, идти в банк, но сейчас мы вынуждены будем разрешить списание 450 рублей с вашей карты, потому что вы отказываетесь ее блокировать", – произнесла почти скороговоркой девушка и бросила трубку.
Ваш банк, который находится на Кипре
После разговора я еще раз внимательно перепроверила номер, с которого мне звонили. Действительно последние семь цифр полностью совпадали с официальным банковским телефоном. Совпадал и код Минска – 17, но перед ним был международный код - не Беларуси!
Вместо привычных "375" я, наконец, рассмотрела "357". Казалось бы, всего одна цифра, на которую в 99 процентах случаев из-за волнения и суматохи (а такие звонки всегда застают людей врасплох) не обратишь внимания.
Не знаю, с Кипра ли мне звонил "представитель банка", потому что +357 – именно международный код Кипра. Возможно, у мошенников просто есть технические возможности создать настолько похожий номер, что с первого раза отличий не заметишь.
На всякий случай я перезвонила в свой банк, где сразу же услышала то самое напоминание автоответчика. Никогда еще я не слушала его так внимательно: "Сейчас мошенники звонят, представляясь сотрудниками банка, обращаются по имени-отчеству и называют вам четыре последние цифры карточки. А потом просят отменить платеж, якобы совершенный с вашей карты"...
Естественно, настоящая оператор банковского колл-центра сообщила, что никто мне не звонил и никаких операций с моей карточки, не известных мне, не совершалось.
Также в банке рассказали, что в большинстве случаев звонки от мошенников в эти дни поступают клиентам, которые осуществляли платежи в интернет-магазине JOOM. Именно через него и мои данные попали к мошенникам.
Читайте также:
- Жительница Молодечно хотела продать телевизор и лишилась $35 тысяч
-
Кто за нами следит в интернете и в жизни