В первый день весенних каникул, 25 марта 1985 года, по телевизору показали первую серию нового фильма. Всего серий было пять.
Фантастическая история про поход за кефиром, который закончился путешествием во времени и встречей с космическими пиратами, сняли по повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Причем, как и бывает в таких случаях, сценарий утверждали с трудом. Начальство стояло на позиции, что "такие сказки нашим детям не нужны". Добро в конечно счете дали, но бюджет ощутимо урезали.
Бюджетное будущее
"Космозоо" пришлось снимать без склиссов (двуногих коров с другой планеты). Из живности оставили только говорящего козла Наполеона и крокодила из пенопласта, на котором Алиса испытывала миелофон. К слову, как утверждают фанаты картины, если присмотреться, то в отдельных кадрах можно рассмотреть водолазов, которые управляли космическим крокодилом.
Флипы (летающие кабинки) поднимали в воздух при помощи конструкций, установленных на грузовиках.
В машину времени вмонтировали обычный кубик Рубика, миелофон соорудили из кристаллов. Робота Вертера сыграл актер Евгений Герасимов, чем также сэкономил немалую сумму, которую потянула бы анимация или технические разработки. Удивительно, но "живой" Вертер оказался более убедительным, его киношная смерть оплакивалась всеми девочками Советского Союза, а фраза про "концерт роботов-гитаристов" прочно вошла в школьный лексикон.
Маленькие секреты "Гостьи из будущего"
Фанаты знают, кажется, каждый кадр фильма. Но готовы пересматривать их еще, чтобы убедиться, к примеру, в том, что пижамы на Алисе и ее больничной подруге Юле сидят по-разному. Сначала они им впору, а потом резко становятся большими. Все дело в том, что более позднюю сцену "побега из больницы" режиссер Павел Арсенов снимал первой, а эпизоды в больнице — ближе к завершению работы над картиной. Девочки за это время заметно подросли.
И вовсе не Юлины ноги видит зритель, когда девочки пытаются обмануть пиратов и изобразить из себя взрослую даму. Речь об эпизоде, когда Алиса садится на плечи подруги и надевает большие темные очки и дамский плащ. Алису на плечах несет Алеша Фомкин (исполнитель роли Коли Герасимова).
Язык системы Стрельца, на котором разговаривал с пиратами отец Алисы — это всего лишь запущенная задом наперед фраза-скороговорка "От топота копыт пыль по полю летит".
И, наконец, привет тому самому киноначальству от Вертера. Когда робот собирался увольняться, говорил, что сегодня же напишет заявление Литваку. В годы создания фильма Михаил Литвак был директором Первого Творческого Объединения киностудии имени Горького.
Будущие звезды
Исполнители главных ролей в середине 1980-х стали настоящими звездами. Их заваливали письмами. Вокруг дома Натальи Гусевой, сыгравшей Алису, пришлось спилить все деревья, потому что на них днем и ночью сидели поклонники.
Самым настойчивым оказался минчанин Денис Мурашкевич. Чтобы встретиться с любимой актрисой, он спрятался в ящик из-под телевизора и попросил друзей доставить себя Наталье в качестве посылки. Родные Наташи сюрприз не оценили. Денис не сдавался, и через пару лет Наталья согласилась выйти за него замуж. У них родилась дочь Алеся. Со временем брак, правда, распался, киноактрисой Наталья Селезнева также не стала. Стала биологом, обаятельную улыбку сохранила, чем до сих пор радует своих уже повзрослевших поклонников.
Впрочем, актерская карьера не сложилась и у других юных звезд "Гостьи из будущего". У кого-то не получилось, как у Натальи Шанаевой (Лена Домбазова) — в итоге она нашла себя в материнстве. Большинство же просто выбрали другие профессии.
Алексей Фомкин, сыгравший Колю Герасимова, трагически погиб на пожаре в возрасте 26 лет. Исполнительница роли Юлии Грибковой Марианна Ионесян закончила философский факультет МГУ и уехала в США, работает бизнес-консультантом. Семен Бузган (Коля Садовский) тоже уехал из России, эмигрировал в Израиль и занимается торговлей. Илья Наумов (Фима Королев) работает в строительстве.
Алексей Муравьев (Боря Мессерер) закончил кафедру классической филологии в МГУ. Занимается историей, специализируется по христианскому Востоку. Именно он сумел точнее всего объяснить, почему не случилось того будущего, о котором они так убедительно рассказывали советским школьникам:
"Этот мир носит, к сожалению, на мой взгляд, некий отпечаток утопий. Кругом наука, даже маленькие дети занимаются наукой. А сейчас мы видим, что наука и у нас, и за границей совершенно не имеет тенденции к занятию ею того места, которое мечталось Булычевым и другими. Реальность состоит в том, что 85% интересуются не серьезными вещами, а всякой дребеденью. А остальные так завалены жизненными проблемами, что больше ни на что времени не остается".