МИНСК, 15 мая – Sputnik. Как редакторам и фотографам проиллюстрировать материалы, чтобы не стать ответчиками по судебному иску, рассказала начальник отдела интеллектуальных прав МИА "Россия сегодня" Анна Черницына.
В пятницу состоялся онлайн-вебинар просветительского проекта SputnikPro на тему "Право на фото: как проиллюстрировать материалы и не нарваться на суды. 10 основных проблем". Во время него Черницына дала журналистам множество советов, которые помогут сохранить представителям СМИ не только нервы, но и деньги.
Коллеги просят поделиться фотографиями
В начале вебинара начальник отдела интеллектуальных прав МИА "Россия сегодня" уточнила, что в первую очередь необходимо разграничивать два понятия – автор и обладатель авторских прав.
Бывают ситуации, когда журналисты делятся друг с другом фотографиями, но исключительное право на них – у редакций. Соответственно получить такие изображения можно только с согласия руководителя издания. Если же между редакциями существует определенная договоренность, то лучше ее оформить документально, подключив бухгалтеров и юристов
Сайт дает разрешение на скачивание
Юрист отмечает, что с изображениями из интернета стоит быть очень осторожными. Насколько быстро и просто скачать в сети фотографию, настолько же сложно определить ее автора, а тем более правообладателя. Даже если вы нашли фотографию на сайте, где указано, что снимок можно свободно использовать, это не значит, что вы имеете такое право. Бывает, что бесплатные фотостоки размещают у себя чужие снимки без разрешения правообладателя. Поэтому обязательно нужно проверять изображения через "поиск по картинке".
Большинство фотостоков используют открытую лицензию – это договор в упрощенном порядке. Иногда правообладатели, открывая на сайтах доступ к фотографиям, прямо разрешают использовать их бесплатно, порой – даже без указания автора (анонимно). Но об этом должно быть недвусмысленно заявлено на соответствующем сайте.
Крайне важно перед использованием фото на условиях Открытой лицензии/Creative Commons ознакомиться и неукоснительно соблюдать условия такой лицензии.
Пользователь соцсетей выслал фото
Герой публикации может разрешить скачать изображение из личного архива в социальной сети, но нужно помнить, что, скорее всего, правообладатель не он, а тот, кто снимал (исключение – селфи). Поэтому необходимо обязательно уточнять, кем сделаны данные фотографии. Если опубликовать изображение только с согласия человека, который на нем запечатлен, настоящий правообладатель имеет право подать на вас в суд и с большой вероятностью он его выиграет.
Получить право на изображение
Договариваться в устной форме ни в коем случае нельзя, так как в суде вы потом ничего не докажете. В идеале необходимо составить письменный договор или получить расписку правообладателя с его подписью.
Однако можно договориться и через переписку в интернете, соблюдая ряд условий:
- в переписке должно быть четко указано от кого исходит сообщение (номер телефона, адрес электронной почты и так далее)
- вы должны указать конкретный снимок (желательно его прикрепить к сообщению или дать на него ссылку, плюс дополнительно описать его словами)
- назвать способ его использования (например, размещение на сайте)
- указать, что его будут использовать в течение всего срока действия исключительного права
"Лучше всего использовать электронную почту или те средства, в которых невозможно удалить переписку. Суды, как правило, не рассматривают скриншоты переписки в качестве достоверного доказательства. Скриншот может быть принят во внимание, если правообладатель не отрицает того, что это именно он вел переписку. Если дело дойдет до суда, то переписку необходимо нотариально удостоверить", – предостерегла Черницына.
Стоит отметить, что даже если фотографии прислала пресс-служба официальных органов, лучше попросить у них разрешение на их использование. Бывали случаи, когда авторы изображений подавали в суд на издание, а пресс-служба просто уходила в сторону.
Запрет съемки
Если вы снимаете одного человека, то в большинстве случаев необходимо разрешение. Чтобы потом не было проблем в суде, лучше получить его в письменной форме или снять видео.
Важно знать, что человек в любой момент может отозвать свое согласие на использование изображения.
"Нельзя использовать фотографию для иных целей и материалов. К примеру, журналист опросил двух девушек и сделал с их согласия снимки к этому опросу. Впоследствии его коллеги не могут использовать эти снимки в качестве иллюстраций к другим материалам", – пояснила юрист.
Для съемок людей на массовых мероприятиях, разрешения не требуется, однако нельзя делать акцент на каком-то конкретном отдельном человеке.
Фотографии без разрешения
Если человек является публичной фигурой, к примеру, занимает государственную должность, снимать его не запрещено. Также не запрещено фотографировать представителей правоохранительных органов. Однако с оговоркой – во время их службы. Вторгаться в личную жизнь – нельзя.
Использование фотографий и видеозаписей, которые осуществлялись в ходе проведения открытых судебных заседаний, также не требует согласия их участников.
Начальник отдела интеллектуальных прав МИА "Россия сегодня" обратила внимание, что фотографии звезд шоу-бизнеса стоит использовать лишь в контексте мероприятий, на котором они позировали.
Изображения детей
Несовершеннолетних фотографировать можно лишь с разрешения обоих родителей. Но опять же не возбраняется вести съемку во время массовых мероприятий, к примеру, школьной линейки. Правда, довольствоваться придется исключительно общими планами, крупные планы детей делать не стоит.
В специализированных учреждениях фотографу и оператору вообще стоит быть крайне осторожными.
Тема защиты авторских прав оказалась настолько насущной для журналистов, что заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня" Наталья Лосева пообещала провести через 1-2 месяца еще один семинар, на котором опытные редакторы расскажут, где найти визуальный контент, чтобы потом не оказаться в суде.
SputnikPro – проект для журналистов, студентов профильных отделений вузов, сотрудников пресс-служб и медиа-менеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты. С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3 тысяч слушателей из 80 государств.