В школьные лагеря в этом году в Октябрьском районе Минска ждали около 840 детей. Это были январские "докоронавирусные" планы. Но количество детей в лагерях с дневным пребыванием в Октябрьском районе сократилось на 40%.
Пребывание школьников в таких лагерях дотируется государством, родителей специально опрашивают заранее, чтобы понимать, сколько нужно будет подготовить мест и средств.
"Сразу скажу: цифры немножко припали, потому что родители, как законные представители, определяли, какую летную траекторию они выберут своему ребенку. Часть уехала за город к бабушкам-дедушкам, на дачи, у кого была такая возможность. Определенная часть осталась и в Минске. Если мы планировали в январе за лето оздоровить в Октябрьском районе 836 детей, то на сегодняшний момент в наших планах 500. Это за все лето на базе дневных лагерей", – рассказала Sputnik заместитель начальника управления по образованию администрации Октябрьского района Минска Наталья Пшеничная.
Первая смена – всегда самая востребованная, в июле-августе у родителей чаще случаются отпуска. Так вот в прошлом году только в первую смену в школьных лагерях района отдохнули 530 детей, в этом – только 326.
Из-за коронавируса изменилось не только количество детворы в лагерях, но и программа летнего отдыха. Ходить в кино, театры и музеи, да даже в гости в другие лагеря нельзя. Нужно мыть руки и держать социальную дистанцию.
Как проходит первая смена в школьных лагерях в новых условиях, Sputnik расспросил Наталью Пшеничную и педагогов Центра дополнительного образования детей и молодежи "Ветразь", где организован один из летних лагерей, и посмотрел, чем же заняты дети, когда никуда нельзя ходить.
Маленькие отряды и маски
Накануне летней оздоровительной кампании три ведомства – Министерство здравоохранения, Министерство образования и Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению – разработали методические рекомендации, или правила, по которым в этом году должен быть организован детских отдых.
Одно из этих правил – количество детей в отряде не должно превышать 15 человек. В "Ветразе" в этом году сформировали 9 отрядов по 9-11 человек в каждом. Всего на первую смену сюда пришло 95 человек (а зимой после опроса родителей думали, что придут больше 200). В этом году брали только своих кружковцев – тех, кто ходит на занятия в течение года. В принципе, признается директор Центра Валентина Румова, "Ветразь" открыт для всех, но сейчас с оглядкой на эпидситуацию решили не рисковать.
В этом году более жесткими стали требования к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм.
"Что касается масочного режима, здесь мы никаких условий не ставим, потому что каждый законный представитель для себя принимает решение сам. Есть родители, которые дают маски. Но мы всегда им напоминаем, что одной маской нельзя пользоваться целый день. И конечно, если у ребенка есть маска, то педагог следит, чтобы она менялась, чтобы она не давалась другу. Это же детвора, первый класс..." – рассказывает Наталья Пшеничная.
Некоторые приходят с масками, подтверждает старший педагог одного из отрядов "Ветразя" Ольга Пашковская. Но долго, по ее наблюдениям, в них находиться не могут, чаще как зашли, сразу и сняли.
"Дышать сложно. У нас же утром зарядка, потом мы танцуем, потом поем, кушаем", – рассказывает педагог.
Научить шестилетку держать дистанцию
Педагоги следят и за соблюдением дистанции. Хотя кажется, что научить семи-восьмилеток держать дистанцию в уличной игре или на горке – нерешаемая задача.
"Это могут только педагоги, поверьте. У нас получается. С горки можно ведь тоже кататься по очереди – главное, чтобы на детской площадке был кто-нибудь с педагогическим образованием. Все можно организовать. Ведь педагог в чем -то артист. Мы, как артисты, должны уметь работать в предлагаемых обстоятельствах. Сейчас эти обстоятельства такие", – говорит директор "Ветразя" Валентина Румова.
"Они, конечно, все равно друг к другу тянутся. Они очень любили у нас обниматься, но мы с апреля уже приостановили эти обнимашки. Дети научились дезинфицировать руки: приходят с улицы, знают, что руки надо протереть. Перед едой уже вроде же вымыли руки и все равно дезинфицируют. В столовой и на занятиях они все сидят на расстоянии. У нас тут на днях была очень интересная программа из Лошицкого парка – история веера. Детей учили понимать язык жестов с веером... Мы детей, конечно, рассадили, но когда они пошли с этими веерами играть в принцесс и принцев, было непросто. Мы пытаемся их рассадить, но дети есть дети", – признается Ольга Пашковская.
Все визитеры, к слову, тоже должны соблюдать правила: минимальное количество участников, дистанция и, по возможности, использование масок. В ближайшие дни в "Ветразе", к примеру ждут артистов Молодежного театра эстрады – они везут детскую сказку, покажут бесплатно.
"Мы их тоже принимаем. Обсудили с организаторами формат проведения, обсудили количество участников, дистанцирование. Самая главная наша задача сейчас – сохранить здоровье детей. Очень важно, чтобы дети вышли из лета окрепшими с морем новых эмоций. Ребенок – это эмоция, и мы должны дать ему эту эмоцию..." – рассуждает директор "Ветразя" Валентина Румова.
Скайп и зум вместо культпоходов
Еще одно правило этого лета в школьных лагерях – никаких дальних походов и экскурсий. Визиты в кино, театры, музеи оказались под запретом. Полазить по машине МЧС тоже оказалось нельзя, хотя в "докоронавирусные" времена спасатели принимали отряды и у себя на базе – показывали технику, а заодно рассказывали о правилах безопасности.
В этом году правила безопасности осваивают в игре. Викторину проводят сразу между несколькими отрядами, которые расположены в разных местах района. Дети из другого отряда вышли на связь по скайпу.
"Этот вызов заставил нас освоить совершенно новые формы работы с детьми. Раньше вряд ли, наверное, можно было по скайпу проводить всеобщий флешмоб для девяти отрядов, которые находятся на удалении, и объединить 95 человек. Это интересные формы работы. Наши преподаватели очень креативно подходят к вопросу. А дети – это в принципе сама креативность, они столько идей подбрасывают. В итоге это сотворчество рождает совершенно новые проекты", – рассказывает Наталья Пшеничная.
Обычно танцевальный флешмоб устраивали в "Ветразе" на площадке перед зданием центра, но в этом году собрать всю смену вместе нельзя, поэтому решили устроить танцы через зум. Каждый отряд сейчас готовит небольшое представление, в назначенный час все должны подключиться – встретиться на платформе, а потом по очереди показать, что придумали. Один отряд танцует, остальные повторяют, и так по очереди.
В "Ветразе" сначала погрустили, что нельзя никуда ходить, но педагоги сумели организовать работу таким образом, что дети практически и не заметили потери. Вместо выходов в музеи и кино им предложили походы в соседний кабинет на другой кружок. У шахматистов появилась возможность попробовать себя себя в рисовании, у художников – в пении.
"Дети, которые в течение учебного года не танцевали, у них есть прекрасная возможность научиться танцевать, дети, которые не пели – а у нас педагогами работают известные артисты – сейчас имеют возможность прийти на занятие и попеть вместе с ними. Да, нагрузку на педагогов немного увеличили, но это наша работа. Мы так соскучились по детям, поэтому мы рады", – рассказывает директор "Ветразя" Валентина Румова.
"Вначале дети говорили: "Да, жалко, нам не хватает музеев, кино", а вчера, когда одна мама пыталась ребенка на понедельник отставить дома (у нее выходной), он сказал "нет, я пойду, у нас здесь и брейк-данс, мы здесь и поем". Сначала он был не активен, а сейчас не хочет дома оставаться. Они все идут. Если раньше было такое: пришел-не пришел, то сейчас они просто бегут. Им стало интересно, поэтому что у них каждый час смена занятий", – рассказывает педагог отряда.
В прошлые годы летом кружками "Ветразя" пользовались и воспитанники школьных лагерей, но в этом году в центре их не принимают. Перемещения и большие скопления детей запрещены.
А чем занимаются в школьных лагерях
Если для "Ветразя" запрет на культпоходы оказался не таким фатальным, то для лагерей в школах это могло бы стать проблемой. Но, по словам Натальи Пшеничной, о том, что работать придется в новых обстоятельствах, было известно заранее. У педагогов в школах было время подготовиться и подумать, чем занять детей.
"Мы, формируя лагеря, прекрасно понимали, что условия будут особенные, поэтому руководители лагерей осознавали, что в этом году придется приложить усилия, а не просто отвести деток в кинотеатр. Поэтому для работы в лагерях привлекали и педагогов-организаторов, которые в принципе у нас могут и петь, и плясать, и рисовать. Привлекали учителей физкультуры и ИЗО. Каждый руководитель, формируя команду, понимал, что в этом году придется потрудиться чуть побольше. Раньше они могли на своей базе покушать, прийти в "Ветразь" и тут полдня заниматься с теми же профессионалами. Сейчас лагерь должен работать сам. Но вызовы – это же всегда какие-то креативные решения. Это развивает", – говорит Наталья Пшеничная.
Мобильные телефоны сейчас есть у многих младшеклассников. И вместо игр им можно предложить снять видео со словами благодарности своему учителю – поучаствовать в тематической акции Минобра "Дзякуй, настаўнiк, дзякуй, школа". Можно снять свой ролик, можно придумать представление от группы.
"Мне кажется, это потрясающий проект, я буду рада посмотреть, как это будет реализовано у нас в Октябрьской районе. Потому что у нас в четвертой четверти многие ребята были дома по заявлению родителей, у них не было возможности этого живого общения с учителями, и сказать слова благодарности – пусть в такой форме – важно. Мне кажется, учительский труд оценили сегодня все. Оказалось, что это не так просто. Многие родители признаются: наконец-то стали понимать, что организовать 20 детей одновременно – не просто собрать их в одном пространстве, но еще и научить чему-то – не так просто", – рассуждает Наталья Пшеничная.
В завершение разговора снова возвращаемся к вопросу безопасности и здоровья. Раньше в сад-школу-школьный лагерь могли привести и слегка простывшего малыша. В этом году такого ребенка у родителей не примут.
"В учреждениях общего образования у нас работают медики, это работники поликлиники. Они утром принимают детей – измеряют температуру бесконтактными термометрами. Если есть вопросы, в каждом учреждении есть специально подготовленное помещение – это может быть медицинский кабинет или какой-то другой – ребенка туда отводят и звонят родителям. Ни с температурой, ни с первичными признаками ОРВИ, ни с кашлем, ни с чиханием, ни с чем. Ребенок не виноват, но безопасность других тоже важна..." – объясняет замначальника управления по образованию района.
На вопрос Sputnik, рекомендовала бы ли Наталья Пшеничная как педагог рискнуть и отправить ребенка в летний лагерь или все-таки посоветовала бы родителям поискать другие возможность оздоровить своих детей – в деревне, на даче, Наталья Ивановна сказала, что ответит не как педагог, а как мама.
"Я планирую своего ребенка на третью смену отправить не в дневной лагерь – она у меня уже взрослая девочка – а в загородный. И она ждет этого с удовольствием", – призналась замначальника управления по образованию Октябрьского района Минска.
Читайте также:
- Детские оздоровительные лагеря получили рекомендации по работе летом
- Минобр рассказал, что ждать от летней оздоровительной кампании в Беларуси
- Уберечь ребенка от вируса – в поисках оптимальной стратегии защиты