Пограничный пост "Наровля" появился в 2018 году. Его особенность заключается в том, что охранять приходится Полесский государственный радиационно-экологический заповедник (ПГРЭЗ), который не оборудован линейным сигнализационным комплексом, как на западном рубеже. Общая его протяженность – 60 километров. Из-за близости Чернобыля и Припяти желающих посетить запретные места предостаточно. Как правило, ими являются фанаты серии компьютерных игр "S.T.A.L.K.E.R", жаждущие увидеть заветный город.
Корреспондент Sputnik Александр Жибуль узнал, как охраняют границу на сложном участке.
Чем охраняют границу в "Наровле"
Парк техники у пограничников большой. Для патрулирования своего участка "зеленые фуражки" используют Toyota Hilux, Volkswagen Transporter, Ford Transit, Chevrolet Niva, а по периметру прибегают к помощи мотоциклов. Но в ПГРЭЗ на двухколесной технике нельзя – радиация.
"У нас сейчас проходит поэтапная модернизация. Старая техника списывается, а на ее место поставляются более современные и новые автомобили. К тому же машины проходят тюнинг, прежде чем попасть на пост", – рассказывает начальник поста "Наровля" капитан Евгений Малков.
В частности, на Toyota Hilux устанавливаются мощные тепловизоры – особая гордость пограничников. За обстановкой вокруг можно наблюдать прямо из салона автомобиля, не подвергая свое здоровье риску. Техника позволяет видеть участок на несколько сотен метров и повышает шансы застать нарушителя врасплох. Старший техник поста Сергей Лось говорит, что благодаря тому, что автомобили новые, нет проблем в обслуживании.
"Так, только где лампочку заменить, расходники. Все на ходу и в хорошем состоянии", – делится он.
Оборудование от Минэнерго США
Дело в том, что на основании меморандума о взаимопонимании между ведомствами Госпогранкомитета и министерства энергетики США техническая помощь Беларуси со стороны западных коллег оказывается с 2013 года. И делается это для того, чтобы предотвратить незаконный оборот ядерных и других радиоактивных материалов. 14 февраля 2020 года в "Наровлю" передали оборудование радиационного контроля, камеры, весь участок перекрыт быстроразвертываемым сигнализационным комплексом (БРСК) "Дофингард".
"Действуем по обстановке. На пульт дежурному поступает сработка (так называют сигнал от комплекса) от датчика, после чего пост действует по команде "В ружье". Это классика. Наряд убывает на границу, проверяет причину сработки. Если это человек, то система отображает, ложных выездов практически нет. Очень точная техника", – рассказывает Малков.
Кстати, пост стал первым подразделением в Беларуси, которое модернизировано при поддержке министерства энергетики США.
Безопасность превыше всего
Перед въездом в ПГРЭЗ пограничный наряд переодевается в специальную одежду, надевают респираторы. Территорию охраняемого участка патрулируют на автомобилях. Выходят военнослужащие из машины лишь в крайних случаях, когда надо осмотреть подозрительный дом или задержать нарушителя. По приезде в специальный пункт – обязательная дезактивация экипировки, авто и оружия.
Дважды в год пограничники проверяют свое здоровье на наличие радиации. К тому же каждый военнослужащий носит при себе индивидуальный дозиметр, который показывает количество накопленной радиации.
"Превышений еще не было. На здоровье не жалуемся", – говорят в один голос бойцы. Кстати, для того чтобы попасть служить на пост, нужно отменное здоровье и огромное желание. Против воли сюда никого перевести не могут. Из плюсов – дополнительное денежное довольствие "за вредность" и питание. Отличительно и то, что здесь служат исключительно на контрактной основе – пограничников, которые проходят "срочку", в это подразделение не призывают.
Нарушители и применение оружия
До начала пандемии коронавируса желающих незаконно прогуляться по ПГРЭЗ было много. Сейчас количество нарушителей уменьшилось. По словам пограничников, связано это и с хорошим техническим оснащением у поста.
"Кого только не задерживали, – вспоминает Малков. – Итальянцы, ирландцы, французы, россияне. В основном идут "сталкерить" в Припять через наш участок, но встречаются среди задержанных и местные жители, которые промышляют сбором дикоросов, черного металла и браконьерством. Интересно, но "сталкеры" обычно несут с собой целые туристические наборы: палатка, консервы, ножи – у некоторых имеются и тепловизоры, и бинокли".
Особенность участка ответственности поста "Наровля" заключается и в том, что часть охраняемой территории проходит по реке Припять. Для того чтобы прибыть на место несения службы, пограничникам приходится преодолеть около 80 километров по воде. На вооружении – современный катер, который способен разогнаться до 60 километров в час. Этого хватает, чтобы задержать любого нарушителя на моторной лодке. Как правило, закон преступают любители порыбачить в запрещенном месте.
Последние задержанные – браконьеры. Семь человек на УАЗе везли почти 60 килограммов рыбы. В итоге нарушители получили условные сроки и огромные штрафы.
Бывают и совершенно другие случаи. Как-то к пограничникам обратились местные – в лесу потерялся дедушка. "Зеленые фуражки" в поисках задействовали собак и даже автожир (легкая авиация). К счастью, все обошлось. Дедушку нашли, сейчас он жив и здоров. Евгений Малков признается, что за время образования поста, несмотря на большое количество нарушителей, оружие применять не приходилось.
"Для нас важно здоровье и жизнь людей. Нарушители, как правило, не оказывают сопротивления и не создают угрозы жизни", – рассказывает он.
И хоть служба тяжела, каждый день на охрану рубежей заступают "зеленые фуражки". Пограничники шутливо замечают: "Граница – на замке, а ключ у нас в кармане". И добраться до него непросто.