А "Запорожец" — машина класс! "Горбатый" отмечает 60-летие
08:35 22.11.2020 (обновлено: 11:32 25.01.2021)
Подписаться
22 ноября 1960 года с конвеера завода "Коммунар" в Запорожье сошла первая партия автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец". Про него говорили "дешево и сердито", шутили над "горбом", но все равно любили.
Он шумел и трясся как пылесос, раскрывающиеся назад двери играли роль тормозных парашютов, в его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднего роста зажимал уши коленями, поэтому, как утверждалось в анекдоте, приемник в салоне был и не нужен. Смотрите в фотоленте Sputnik Беларусь историю знаменитого автомобиля.
"Запорожец" ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. "Он выдает 100 км/час", - пел Богдан Титомир. Но в тоже время, автомобиль был неприхотлив в заправке, ремонтировался в каждом гараже и главное… Главное – он, в отличие от мотоцикла, прикрывал голову крышей и был доступен советскому человеку. После деноминации малыш на колесах стал стоить 1800 рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.
Прообразом ЗАЗ-965 стал итальянский Fiat 600, но главной отличительной чертой стал V-образный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который находился в "багажнике", и 13-дюймовые колеса. Еще одной характерной особенностью "Запорожца" стали наваренные передние крылья, дополнительные зарешеченные прямоугольные отверстия на для выпуска воздуха, которые охлаждали двигатель, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло.
Почти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 года, пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 - "Ушастого", прозванного так за форму боковых воздухозаборников - и запустили ее в серийный выпуск в 1966 году. Всего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн 100 тыс. 338 второго поколения "Запорожцев" (моделей 966 и 968).
История бренда "Запорожец" закончилась на ЗАЗ 968М. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по-другому.
Смотрите также на Sputnik:
- "Копейка" отмечает юбилей: от выпуска до арт-объекта
- Трабант: легендарное "ведро" и символ эпохи ГДР
- Volkswagen Beetle. История легендарного "Жука" в фотографиях
© Sputnik / Стрингер / Перейти в фотобанкЛегендарный советский автомобиль "Запорожец" отмечает 60-летие.
Легендарный советский автомобиль "Запорожец" отмечает 60-летие.
© Sputnik / Цинкин / Перейти в фотобанк18 июня 1959 года вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", в октябре 1960 года начался его серийный выпуск, а 22 ноября с конвеера сошла первая партия.
18 июня 1959 года вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", в октябре 1960 года начался его серийный выпуск, а 22 ноября с конвеера сошла первая партия.
© Sputnik / Л.Леонов / Перейти в фотобанкКорпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец" в специальной сушильной камере. Создатели самого первого "ЗАЗ" вдохновлялись популярным на то время итальянским Fiat 600. Но "Запорожец" изначально должен был называться "Москвич-444", а выпускать его планировали в Москве, однако всю документацию на малолитражку передали на Запорожский комбайновый завод.
Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец" в специальной сушильной камере. Создатели самого первого "ЗАЗ" вдохновлялись популярным на то время итальянским Fiat 600. Но "Запорожец" изначально должен был называться "Москвич-444", а выпускать его планировали в Москве, однако всю документацию на малолитражку передали на Запорожский комбайновый завод.
© Sputnik / О. Иванов / Перейти в фотобанкВ народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали "горбатым" — за форму кузова.
В народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали "горбатым" — за форму кузова.
© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкРаскрывающиеся назад двери - одна из фишек и тема для насмешек. Шутили, что раскрывающиеся назад двери - дополнительные тормоза.
Раскрывающиеся назад двери - одна из фишек и тема для насмешек. Шутили, что раскрывающиеся назад двери - дополнительные тормоза.
CC BY-SA 2.0 / Sergey Rodovnichenko / ZAZ 965В его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднего роста зажимал уши коленями, поэтому, как утверждалось в анекдоте, приемник в салоне был и не нужен.
В его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднего роста зажимал уши коленями, поэтому, как утверждалось в анекдоте, приемник в салоне был и не нужен.
© Photo : Киностудия имени М. Горького (1963)Консервная банка системы "Запорожец" — говорил про него герой Андрея Миронова в фильме "Три плюс два". И все-таки он полюбился как героям, так и зрителям. Хорошая реклама автомобилю — в первую неделю проката фильм посмотрели 35 млн человек.
Консервная банка системы "Запорожец" — говорил про него герой Андрея Миронова в фильме "Три плюс два". И все-таки он полюбился как героям, так и зрителям. Хорошая реклама автомобилю — в первую неделю проката фильм посмотрели 35 млн человек.
© Photo : Киностудия имени М. Горького (1963)Для многих семей в шестидесятые поездка к морю на собственном "Запорожце" стала огромным счастьем. Именно выход картины "Три плюс два" привел к всплеску "дикого" туризма. Кстати, у выпускавшегося в течение 9 лет "Горбатого" была и экспортная версия под названием "Ялта" (Jalta) с молдингами на бортах, пепельницей и наружным зеркалом заднего вида.
Для многих семей в шестидесятые поездка к морю на собственном "Запорожце" стала огромным счастьем. Именно выход картины "Три плюс два" привел к всплеску "дикого" туризма. Кстати, у выпускавшегося в течение 9 лет "Горбатого" была и экспортная версия под названием "Ялта" (Jalta) с молдингами на бортах, пепельницей и наружным зеркалом заднего вида.
© Sputnik / Всеволод Тарасевич / Перейти в фотобанкБудни московской семьи. После деноминации 1961 года малыш на колесах стал стоить 1800 рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.
Будни московской семьи. После деноминации 1961 года малыш на колесах стал стоить 1800 рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.
© Sputnik / Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанк"Горбатый" оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины. Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сделана по-украински, с мягким знаком на конце.
"Горбатый" оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины. Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сделана по-украински, с мягким знаком на конце.
© Sputnik / Перейти в фотобанкЕще одной характерной особенностью "Запорожца" стали наваренные передние крылья, дополнительные зарешеченные прямоугольные воздухозаборники, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло.
Еще одной характерной особенностью "Запорожца" стали наваренные передние крылья, дополнительные зарешеченные прямоугольные воздухозаборники, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло.
© Sputnik / Александр Моклецов / Перейти в фотобанк"Горбатый" на дороге между БелАЗами и "Волгой" в 1960-е.
"Горбатый" на дороге между БелАЗами и "Волгой" в 1960-е.
© Sputnik / Стрингер / Перейти в фотобанкОн ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. "Он выдает 100 км/час", - пел Богдан Титомир.
Он ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. "Он выдает 100 км/час", - пел Богдан Титомир.
© Sputnik / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкА вот один из многочисленных советских анекдотов: "А вы знаете, почему у "Запорожца" багажник спереди? — Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать!"
А вот один из многочисленных советских анекдотов: "А вы знаете, почему у "Запорожца" багажник спереди? — Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать!"
© Sputnik / Александр Вильф / Перейти в фотобанкЛидер ЛДПР Владимир Жириновский на своем "горбатом" "Запорожце" возле студии на Шаболовке, где проходили съемки передачи, посвященной 50-летию автомобиля "Запорожец" ЗАЗ 965.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский на своем "горбатом" "Запорожце" возле студии на Шаболовке, где проходили съемки передачи, посвященной 50-летию автомобиля "Запорожец" ЗАЗ 965.
© Sputnik / И. Кропивницкий / Перейти в фотобанкПочти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 года, пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 - "Ушастого", прозванного так за форму боковых воздухозаборников - и запустили ее в серийный выпуск в 1966 году.
Почти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 года, пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 - "Ушастого", прозванного так за форму боковых воздухозаборников - и запустили ее в серийный выпуск в 1966 году.
© Sputnik / Анатолий Сергеев-Васильев / Перейти в фотобанкВсего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн 100 тыс. 338 второго поколения "Запорожцев" (моделей 966 и 968).
Всего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн 100 тыс. 338 второго поколения "Запорожцев" (моделей 966 и 968).
CC0 / / Советская реклама ЗАЗ 968А после рестайлинга 1972 года. Внешних отличий от предыдущей модели оказалось немного — появился сигнальный фонарь, предупреждающий о движении задним ходом и изменилось оформление передней части автомобиля. На этой модели "Запорожца" стали устанавливать ремни безопасности.
Советская реклама ЗАЗ 968А после рестайлинга 1972 года. Внешних отличий от предыдущей модели оказалось немного — появился сигнальный фонарь, предупреждающий о движении задним ходом и изменилось оформление передней части автомобиля. На этой модели "Запорожца" стали устанавливать ремни безопасности.
Кастом-"Запорожец" в украинском стиле.
© Sputnik / Дмитрий Астахов / Перейти в фотобанкВ 2006-м в Петербурге президенты США и России Джордж Буш и Владимир Путин рассматривают "Запорожец" - первый автомобиль российского президента. Тогда американские журналисты почти с ужасом спросили: "Что это?"
Старый "Запорожец" Путина стал экспонатом музея в Стрельне. Машина, которую родители выиграли в лотерею, досталась ему на третьем курсе института.
В 2006-м в Петербурге президенты США и России Джордж Буш и Владимир Путин рассматривают "Запорожец" - первый автомобиль российского президента. Тогда американские журналисты почти с ужасом спросили: "Что это?"
Старый "Запорожец" Путина стал экспонатом музея в Стрельне. Машина, которую родители выиграли в лотерею, досталась ему на третьем курсе института.
© Sputnik / Виктор ТолочкоСледующий апгрейд "Запорожца" датируется 1979 годом. Машина, получившая не очень лестное прозвище "мыльницы", потеряла "уши". По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры.
22/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Следующий апгрейд "Запорожца" датируется 1979 годом. Машина, получившая не очень лестное прозвище "мыльницы", потеряла "уши". По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры.
© Sputnik / Сергей Мальгавко / Перейти в фотобанкИстория бренда "Запорожец" закончилась на ЗАЗ 968М. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по-другому.
История бренда "Запорожец" закончилась на ЗАЗ 968М. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по-другому.