Если у вас проблемный ребенок (имеются ввиду болезни, связанные с психикой), не изолируйте его от общества. Искусство научилось помогать таким детям и даже придумало особый вид театра для них. Называется он инклюзивный.
Коротко – это сценическое действие, в котором участвуют дети с особенностями развития. По сути – это современный инструмент реабилитации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Диагноз аутизм многие воспринимают как пожизненный приговор, который позже перерастет в шизофрению. Эти люди, непохожие на других, отвергаются обществом. И это неправильно. При правильном подходе люди с таким диагнозом прекрасно вливаются в жизнь и могут многого достигнуть. Да, они живут своей потаенной жизнью, но могут продемонстрировать уникальную память и потрясающие музыкальные способности. Есть множество примеров, если объединят свои усилия врачи, психологи, педагоги и артисты. Главное, что для этого требуется – внимание.
Как появлялись первые инклюзивные театры
Попытки создавать инклюзивные театры известны во всем мире. Лет двадцать назад они добрались до России. Первые успешные проекты возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске. Известны даже случаи постановки таких масштабных произведений, как "Женитьба" Гоголя и "Гроза" Островского. Вскоре стало понятно, что упор надо делать не на слове, а на пластике и музыке.
В Москве состоялась международная конференция по обмену опытом, на которой присутствовали представители из Беларуси. Так, хореограф Ирина Пушкарева учредила благотворительный фонд "Семейный инклюзив-театр" и началась абсолютно новая для нашей страны работа. Очень быстро стало ясно, что в такой театр-студию надо набирать как здоровых детей, так и тех, у кого есть диагноз аутизм.
Первая и главная сложность состояла в том, чтобы убедить родителей здоровых детей сотрудничать с больными, помочь им в понимании проблемы. Для больных это было полноценное включение в коллективную жизнь, избавление от страха перед нею. И, конечно, обнаружение творческих способностей.
В инклюзивном театре главное – команда
Пришлось искать особых педагогов из числа театральных людей, которые не страдали никакими комплексами, любили детей и умели с ними работать.
Вскоре рядом с Ириной Пушкаревой появился продюсер Леонид Динерштейн. По профессии технарь с 35-тилетним продюсерским стажем он так увлекся этим новым делом, что создал интересную творческую команду и успешно продвинул новый проект. К нему присоединились актер и режиссер Театра юного зрителя Игорь Сидорчик, актер и режиссер Геннадий Фомин, музыканты, артисты балета, композиторы, специалисты по видеотехнике.
Вскоре стало ясно, что с детьми надо заниматься актерским мастерством, коррекцией речи, хореографией, пластической выразительностью и вокалом. Темы спектаклей надо выбирать, связанные с добром, любовью, взаимопомощью и одиночеством.
Творческий процесс раскрытия потенциала людей с ограниченными возможностями заинтересовал специалистов из европейских скандинавских стран, и они приезжали для обмена опытом.
Спектакли инклюзив-театра "i" проходили с аншлагом на крупных сценических площадках Минска – в Филармонии, во Дворце профсоюзов, на сцене Музыкального театра. На сцену выходило почти 100 участников.
В настоящее время удалось договориться с Домом ветеранов о предоставлении помещений в аренду, хотя это всего 55 квадратных метров площади для 130 детей по списку. Групповые занятия стали стабильными. А еще и гастроли по стране.
"Огонь и лед"
Проблемы коронавируса и дистанционной работы сильно отразились на работе уникального театра. В Москве прошла Международная конференция "Аутизм. Вызовы и решения". В частности, обсуждался вопрос о спектаклях в формате 3D. Работать, не выходя из дома, по компьютеру и простым здоровым детям нелегко. Для больных – это еще труднее. Сегодня специалистами высчитана такая пропорция. В коллективе должны быть 85% здоровых детей на 15% детей проблемных. Чтобы добиться поставленных целей, они должны постоянно работать рядом.
Семейный инклюзив-театр "i" отмечает маленький юбилей – пять лет творческой деятельности. В честь него подготовлен новый спектакль "Огонь и лед" по технологии virtual production. На сцене светодиодный экран и квинтет музыкантов (клавиши, ударные, скрипка, флейта, виолончель). Она о любви и творческом начале в человеке. В нем участвуют звезды белорусского балета Марина Вежневец и Юрий Ковалев. Две краски – белая и черная. Объединены виртуальная реальность и живые люди. После изящнейших балетных сцен взрослых появляются дети.
"Огонь и лед" - это символическое название спектакля. Во всей работе коллектива постоянно сталкиваются холод отношений со стороны и жар отношений внутри студии театра. Кто-то не понимает важности этой инициативы. Кто-то с горячностью отстаивает свою правоту.