Когда он дает интервью, то не рассказывает свою биографию, а рассуждает, спорит сам с собой и со своим собеседником об особенностях современного театрального и киноискусства. Даже может показаться в этих беседах старомодным консерватором. Разговоры разговорами. Одно дело поговорить. Другое — доказать свои убеждения фильмами и спектаклями.
Заслуженный деятель искусств, народный артист Беларуси. У него в копилке 50 фильмов и 12 спектаклей. В 22 фильмах работал как актер эпизодов. Родился недалеко от российского города Горького (теперь это Нижний Новгород). Приехал в Беларусь после окончания московского ВГИКа в 1976 году и успел потрудиться на множестве руководящих должностей. Работал на национальной киностудии "Беларусьфильм" режиссером-постановщиком, художественным руководителем и даже генеральным директором. Поруководил Белорусским союзом кинематографистов. Возглавлял национальные кинофестивали в Бресте. В Белорусской государственной академии искусств занимался педагогической работой. Обучал режиссеров кино. И что естественно при таком обилии должностей, активно занимался общественной работой.
Самое главное: одновременно снимает фильмы и ставит спектакли.
Театр и кино
Сегодня Ефремов в Беларуси единственный человек, который является кино и театральным режиссером одновременно. Это очень разные сферы творчества. Если в интеллектуальном плане у создания спектакля и фильма много общего, то характер организации их производства кардинальным образом отличается. Когда заканчивал ВГИК вряд ли думал, что придется соединить свою судьбу с театром. Но так в итоге получилось, что вот уже 30 лет руководит Минским театром-студией киноактера. Театр такого рода остался единственным на постсоветском пространстве.
Был такой театр в Москве, но пару лет назад превратился в Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Задумывались такие театры-студии для тех, кто постоянно снимается в кино и не должен находиться в длинных простоях, а постоянно заниматься актерским тренингом. Это значит — играть в спектаклях и сохранять творческую форму. Через такие театры в России прошли очень многие известные киноактеры.
Руководить подобным театром непросто. Надо сочетать знание театра и кино, а еще не быть суровым деспотом и отпускать артистов на съемки, даже подобно менеджеру продвигать их, иногда наступая на горло собственной песне.
Заботы малые и большие
Если с работой в театре все более-менее ясно — взять пьесу, придумать концепцию, распределить актеров на роли, поставить спектакль, то в кино сплошная головная боль. Это всегда ненормированный график работы, авторитарность, борьба с чужими капризами. Необходимо чувство юмора, чтобы не утонуть в организационных делах, наладить добрые отношения с кинооператором, художником, звукорежиссером, сценаристом, владеть словом, чтобы иногда почти полностью переписать сценарий.
Это только со стороны кажется, что все просто и весело:
— Свет! Камера! Мотор!
Ты вроде как дирижер оркестра. На деле профессия кинорежиссера — это гигантский износ здоровья и ответственность за судьбу талантов. В основе самого слова "режиссер" лежит латинское "управляю". Это бесконечная ответственность за каждый шаг.
В театре режиссер работает с одними и теми же людьми, привыкает к ним, знает их сильные и слабые стороны.
В кино практически на каждом фильме команда новая, с ней надо уметь срабатываться.
Быть или не быть, вот в чем вопрос
Эта шекспировская строка необычайно актуальна. Ответ на этот вопрос хочет слышать зритель. Неважно, сидит он в зале театра или кино. Режиссеру необходимо писать свою партитуру к спектаклю и фильму, чтобы все зазвучало музыкально в душе и мыслях зрителя.
Профессии режиссера необходимо учиться всю жизнь. Никакое учебное заведение не может гарантировать успех. Если режиссер к тому же ведет спектакль и фильм через большую литературу, он и сам приобретает что-то ценное для себя и передает это зрителю.
В искусстве всегда есть водораздел между старшими и младшими поколениями. Это создает опасность разрыва художественных традиций, которым придерживается старшее поколение. Молодежь всегда за их решительное обновление. И снова это великая ответственность за то, что ты на протяжении жизни делаешь в искусстве.
Пришлось мне углубиться в эти вопросы, потому что они постоянно волнуют Александра Ефремова и часто его упрекают в том, что его творческие создания не слишком современны.
Однако любой режиссер, делая живой полнокровный фильм или спектакль, мечтает встретиться со "своим" драматургом. Ефремов ищет, но пока не нашел его среди современных авторов. Он не скрывает, что его любимые драматурги — Островский и Чехов. Он сосредоточился на классике. Открывает в ней свежее видение человека, развенчивает ложный академизм и музейные подходы. Это доказывают такие спектакли театра-студии киноактера, как "Таланты и поклонники", "Волки и овцы". А сейчас он репетирует "Дядю Ваню" А. Чехова.
Где черпать вдохновение?
Однозначно, в личной жизни. Не всегда и не у всех это получается. У Ефремова получилось. Интеллигентные люди уверены, что о болезнях и женщинах говорить неприлично. Александр Васильевич придерживается этого правила.
Мир театра щедро наполнен фантазиями. Иногда они, к сожалению, на уровне сплетен и ревности завистников. Что-то доказывать и развенчивать бытовые мифы очень трудно. Проще не обращать на это внимание и делать свое дело.
И все-таки публичному человеку очень важно, оказавшись за дверями собственного дома, закрывшись на замок, расслабиться и получить дозу тепла, искренней любви, взаимопонимания. Сегодня у Ефремова это есть.
Сложная и распространенная ситуация у руководителей театра, где работают их жены в качестве актрис. По-житейски вещь понятная. Родственные связи всегда и всюду отражаются на результате. Своего близкого человека нельзя дать в обиду. По справедливости не ущемить при этом интересы других людей.
У Шекспира есть такая пьеса "Укрощение строптивой". В семейной жизни случается борьба за первенство. Если муж и жена люди творческие, авторитетное начало может проявиться, разрушая любовь. Любя свою жену актрису, режиссер не должен ее укрощать. Ему надо постичь сильные и слабые стороны ее характера, не перевоспитывать, а раскрывать на сцене или в кино все самое лучшее и талантливое.
По мне лучший тому пример режиссер Андрей Кончаловский и его жена, некогда купаловская актриса, Юлия Высоцкая. Там серьезная разница в возрасте. Взаимное чувство помогло Юлии себя реализовать. Ради жены Кончаловский кроме кино стал ставить спектакли в театре.
У Александра Ефремова жена актриса, с которой он работает в одном театре и является ее начальником. Женщина красивая и талантливая. Возможно, по характеру его полная противоположность. Она младшего его на 20 лет. Ну и что? Вспомним режиссера Олега Табакова и его жену актрису Марину Зудину. Там разница в возрасте 30 лет. И полное понимание.
К сожалению, сейчас в век рыночных отношений некоторые браки — это контракт на экономической основе. Видимо, Андрей Кончаловский и Олег Табаков не раз слышали от сплетников о браке по расчету.
У режиссеров в нашем отечестве редко бывают большие деньги. У Ефремова нет дачи, не так давно появилась машина, которую водит его жена. Свою квартиру заимел лет десять назад. До этого жил с супругой в общежитии.
Их супружество — необходимость быть вместе. В нем превалирует творчество. Он дает ей только такие роли, где она способна сделать то, чего не подозревала в себе. Их общие работы в кино это и есть его лучшие фильмы: "Поводырь", "Дунечка", "Рифмуется с любовью", "Покушение", "Немец". А в театре — "Волки и овцы" и другие.
На работе никаких снисхождений. Дома полное взаимопонимание.
Не будь этого, вряд ли народный артист, известная личность Александр Ефремов мог достигнуть того, что сегодня имеет. Он с женой под руку идет по красной дорожке на фестивалях. И пусть это будет долго, долго.