Полуторке 90 лет: грузовик ГАЗ-АА — оружие Победы
90 лет назад на свет появилась первая серийная грузовая машина СССР. Уже к концу года Нижегородский завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.
![90 лет назад на свет появилась первая серийная грузовая машина СССР. Уже к концу года Нижегородский завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. 90 лет назад на свет появилась первая серийная грузовая машина СССР. Уже к концу года Нижегородский завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059867119_0:0:2995:2048_600x0_80_0_1_cebc201f3161ccf60edabf8d96fde746.jpg)
90 лет назад на свет появилась первая серийная грузовая машина СССР. Уже к концу года Нижегородский завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.
Легендарный советский грузовик - ГАЗ АА установлен на постаменте у проходной автозавода ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) в Нижнем Новгороде.
![Легендарный советский грузовик - ГАЗ АА установлен на постаменте у проходной автозавода ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) в Нижнем Новгороде. Легендарный советский грузовик - ГАЗ АА установлен на постаменте у проходной автозавода ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) в Нижнем Новгороде. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059867263_0:0:3135:2047_600x0_80_0_1_ad04309b329642d6bb970ace994c951f.jpg)
Легендарный советский грузовик - ГАЗ АА установлен на постаменте у проходной автозавода ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) в Нижнем Новгороде.
Из фотохроники 30-х годов: автопробег Москва - Каракумы - Москва, 6 июля - 30 сентября 1933 года. Переход через старое русло Амударьи. ГАЗ "Полуторка" проходит испытания на выносливость в экстремальных условиях.
![Из фотохроники 30-х годов: автопробег Москва - Каракумы - Москва, 6 июля - 30 сентября 1933 года. Переход через старое русло Амударьи. ГАЗ "Полуторка" проходит испытания на выносливость в экстремальных условиях. Из фотохроники 30-х годов: автопробег Москва - Каракумы - Москва, 6 июля - 30 сентября 1933 года. Переход через старое русло Амударьи. ГАЗ "Полуторка" проходит испытания на выносливость в экстремальных условиях. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059867258_0:0:2779:2047_600x0_80_0_1_2bdf28578bb3f35c13019f0ffc9cbf27.jpg)
Из фотохроники 30-х годов: автопробег Москва - Каракумы - Москва, 6 июля - 30 сентября 1933 года. Переход через старое русло Амударьи. ГАЗ "Полуторка" проходит испытания на выносливость в экстремальных условиях.
Образцом ГАЗ-АА послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии был перепроектирован по отечественным чертежам.
![Образцом ГАЗ-АА послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии был перепроектирован по отечественным чертежам. Образцом ГАЗ-АА послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии был перепроектирован по отечественным чертежам. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059866598_0:0:2778:2048_600x0_80_0_1_2ba874760846c1122c3aa1aee03f6342.jpg)
Образцом ГАЗ-АА послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии был перепроектирован по отечественным чертежам.
!["Газик" служил и каретой скорой помощи. "Газик" служил и каретой скорой помощи. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059867920_0:0:3325:2004_600x0_80_0_1_ce15d2c2da61ae14f1b99ffccc368618.jpg)
"Газик" служил и каретой скорой помощи.
Пожарный автомобиль ПМГ-1, созданный на базе ГАЗ-АА. Годы его выпуска: 1932—1941.
![Пожарный автомобиль ПМГ-1, созданный на базе ГАЗ-АА. Годы его выпуска: 1932—1941. Пожарный автомобиль ПМГ-1, созданный на базе ГАЗ-АА. Годы его выпуска: 1932—1941. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059866137_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_0cde867dadfecb79bb512e62d61fae7e.jpg)
Пожарный автомобиль ПМГ-1, созданный на базе ГАЗ-АА. Годы его выпуска: 1932—1941.
Снегоход на базе грузового автомобиля "ГАЗ-АА" выпуска 1933 года.
![Снегоход на базе грузового автомобиля "ГАЗ-АА" выпуска 1933 года. Снегоход на базе грузового автомобиля "ГАЗ-АА" выпуска 1933 года. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059866042_0:0:3024:2048_600x0_80_0_1_22b9396f242991d877482dc7d57a803c.jpg)
Снегоход на базе грузового автомобиля "ГАЗ-АА" выпуска 1933 года.
К 20 июня 1941 года в рядах Красной Армии числилось 151 100 таких машин. Таким образом, "полуторка" стала самым массовым автомобилем на вооружении.
![К 20 июня 1941 года в рядах Красной Армии числилось 151 100 таких машин. Таким образом, "полуторка" стала самым массовым автомобилем на вооружении. К 20 июня 1941 года в рядах Красной Армии числилось 151 100 таких машин. Таким образом, "полуторка" стала самым массовым автомобилем на вооружении. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059867837_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_3fdfbea00f50bb3f0df14e450424491d.jpg)
К 20 июня 1941 года в рядах Красной Армии числилось 151 100 таких машин. Таким образом, "полуторка" стала самым массовым автомобилем на вооружении.
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА с 7,62-мм счетверенной зенитной пулеметной установкой конструкции Токарева из коллекции Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании на репетиции парада Победы в Верхней Пышме.
![Грузовой автомобиль ГАЗ-АА с 7,62-мм счетверенной зенитной пулеметной установкой конструкции Токарева из коллекции Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании на репетиции парада Победы в Верхней Пышме. Грузовой автомобиль ГАЗ-АА с 7,62-мм счетверенной зенитной пулеметной установкой конструкции Токарева из коллекции Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании на репетиции парада Победы в Верхней Пышме. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059867154_0:0:3076:2047_600x0_80_0_1_31e0f883e6a7df3dd52a3d22781cb106.jpg)
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА с 7,62-мм счетверенной зенитной пулеметной установкой конструкции Токарева из коллекции Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании на репетиции парада Победы в Верхней Пышме.
"Полуторка" доставляла грузы по "Дороге жизни" в блокадный Ленинград.
!["Полуторка" доставляла грузы по "Дороге жизни" в блокадный Ленинград. "Полуторка" доставляла грузы по "Дороге жизни" в блокадный Ленинград. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059868493_0:0:2707:2047_600x0_80_0_1_8624e777ee4d4a1927d599cdb11ad7c4.jpg)
"Полуторка" доставляла грузы по "Дороге жизни" в блокадный Ленинград.
![Памятник Машине-солдату открыт в Ленинградской области Памятник Машине-солдату открыт в Ленинградской области - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059868311_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_c1924d1cedcc90e7538394565b4f83b6.jpg)
"Газики" можно было встретить на дорогах СССР вплоть до конца 1960-х годов (в частности, в Забайкалье — по меньшей мере до 1968 года).
!["Газики" можно было встретить на дорогах СССР вплоть до конца 1960-х годов (в частности, в Забайкалье — по меньшей мере до 1968 года). "Газики" можно было встретить на дорогах СССР вплоть до конца 1960-х годов (в частности, в Забайкалье — по меньшей мере до 1968 года). - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059866145_0:0:3075:2048_600x0_80_0_1_00d2a3361fbb9ed36552b5fc6ddd38ce.jpg)
"Газики" можно было встретить на дорогах СССР вплоть до конца 1960-х годов (в частности, в Забайкалье — по меньшей мере до 1968 года).
Реставратор музея автомотостарины Антон Тунеголовец во время подготовки грузовика ГАЗ-АА времен ВОВ к празднованию парада Победы во Владивостоке.
![Реставратор музея автомотостарины Антон Тунеголовец во время подготовки грузовика ГАЗ-АА времен ВОВ к празднованию парада Победы во Владивостоке. Реставратор музея автомотостарины Антон Тунеголовец во время подготовки грузовика ГАЗ-АА времен ВОВ к празднованию парада Победы во Владивостоке. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059866716_0:0:3489:2048_600x0_80_0_1_cdfa1a11a339d8b9ac4969f0ba52c8bf.jpg)
Реставратор музея автомотостарины Антон Тунеголовец во время подготовки грузовика ГАЗ-АА времен ВОВ к празднованию парада Победы во Владивостоке.
![Выставка Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи в Москве Выставка Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи в Москве - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059865988_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_0977ac3e9eabbf08bd9c24189f0278ed.jpg)
В 1938 году грузовик был модернизирован и получил мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобильГАЗ-М1"Молотовец-1", более известный как "Эмка"), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.
![В 1938 году грузовик был модернизирован и получил мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобильГАЗ-М1"Молотовец-1", более известный как "Эмка"), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было. В 1938 году грузовик был модернизирован и получил мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобильГАЗ-М1"Молотовец-1", более известный как "Эмка"), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/01/1c/1059866522_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_c7766b1483b672ae661227f1761eae74.jpg)
В 1938 году грузовик был модернизирован и получил мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобильГАЗ-М1"Молотовец-1", более известный как "Эмка"), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.