Мастер сурового стиля: вспоминаем работы Савицкого в день 100-летия художника
В альбомах о Савицком цикл картин "Цифры на сердце" обычно открывается автопортретом "Узник 32825" (1976). Михаил Андреевич изобразил себя на фоне кованых ворот концентрационного лагеря в Бухенвальде как перед входом в ад. На воротах сверху размещена табличка со словами Jedem das Seine ("Каждому свое").
![В альбомах о Савицком цикл картин "Цифры на сердце" обычно открывается автопортретом "Узник 32825" (1976). Михаил Андреевич изобразил себя на фоне кованых ворот концентрационного лагеря в Бухенвальде как перед входом в ад. На воротах сверху размещена табличка со словами Jedem das Seine ("Каждому свое"). В альбомах о Савицком цикл картин "Цифры на сердце" обычно открывается автопортретом "Узник 32825" (1976). Михаил Андреевич изобразил себя на фоне кованых ворот концентрационного лагеря в Бухенвальде как перед входом в ад. На воротах сверху размещена табличка со словами Jedem das Seine ("Каждому свое"). - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060430205_160:121:1900:3638_600x0_80_0_1_e8038cdbcf3259852ebaf63dd7cba451.jpg)
В альбомах о Савицком цикл картин "Цифры на сердце" обычно открывается автопортретом "Узник 32825" (1976). Михаил Андреевич изобразил себя на фоне кованых ворот концентрационного лагеря в Бухенвальде как перед входом в ад. На воротах сверху размещена табличка со словами Jedem das Seine ("Каждому свое").
В возрасте двадцати лет Савицкий участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Был освобожден из концлагеря Дахау американскими войсками 29 апреля 1945 года.
![В возрасте двадцати лет Савицкий участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Был освобожден из концлагеря Дахау американскими войсками 29 апреля 1945 года. В возрасте двадцати лет Савицкий участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Был освобожден из концлагеря Дахау американскими войсками 29 апреля 1945 года. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060429616_68:97:1971:2023_600x0_80_0_1_e826225f23740112a026684e5b6564a4.jpg)
В возрасте двадцати лет Савицкий участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Был освобожден из концлагеря Дахау американскими войсками 29 апреля 1945 года.
Работы художника Михаила Савицкого в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной Войны, который находился на Октябрьской площади в Минске.
Как говорил Михаил Савицкий, чтобы взволновать человека, нужно самому сжечь душу.
![Работы художника Михаила Савицкого в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной Войны, который находился на Октябрьской площади в Минске.Как говорил Михаил Савицкий, чтобы взволновать человека, нужно самому сжечь душу. Работы художника Михаила Савицкого в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной Войны, который находился на Октябрьской площади в Минске.Как говорил Михаил Савицкий, чтобы взволновать человека, нужно самому сжечь душу. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060424578_0:0:3054:2048_600x0_80_0_1_a2ee3c479bcc28902fc5b39d571a5bd3.jpg)
Работы художника Михаила Савицкого в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной Войны, который находился на Октябрьской площади в Минске.
Как говорил Михаил Савицкий, чтобы взволновать человека, нужно самому сжечь душу.
Сам он выжил чудом, пройдя через три самых страшных концентрационных лагеря. И писал правду, которую видел, пережил и замалчивание которой считал предательством.
![Сам он выжил чудом, пройдя через три самых страшных концентрационных лагеря. И писал правду, которую видел, пережил и замалчивание которой считал предательством. Сам он выжил чудом, пройдя через три самых страшных концентрационных лагеря. И писал правду, которую видел, пережил и замалчивание которой считал предательством. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060424155_0:0:2748:2047_600x0_80_0_1_e75fb6975891bd0ace6c26c52cc9cbbd.jpg)
Сам он выжил чудом, пройдя через три самых страшных концентрационных лагеря. И писал правду, которую видел, пережил и замалчивание которой считал предательством.
Художественное образование Савицкий получил уже после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился у Дмитрия Мочальского в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, который окончил в 1957 году. Начинал, как и многие в ту пору, с соцреализма, но постепенно перешел к человеческой драме в искусстве.
![Художественное образование Савицкий получил уже после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился у Дмитрия Мочальского в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, который окончил в 1957 году. Начинал, как и многие в ту пору, с соцреализма, но постепенно перешел к человеческой драме в искусстве. Художественное образование Савицкий получил уже после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился у Дмитрия Мочальского в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, который окончил в 1957 году. Начинал, как и многие в ту пору, с соцреализма, но постепенно перешел к человеческой драме в искусстве. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060422188_0:0:2997:2048_600x0_80_0_1_2cf7e7f97df93398743b53e8d3eb1ab9.jpg)
Художественное образование Савицкий получил уже после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился у Дмитрия Мочальского в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, который окончил в 1957 году. Начинал, как и многие в ту пору, с соцреализма, но постепенно перешел к человеческой драме в искусстве.
В 1967 году на Всесоюзной выставке художник представил "Партизанскую мадонну" - вызов политике всеобщего атеизма в СССР. Но вместо осуждения, к художнику пришла всесоюзная слава.
![В 1967 году на Всесоюзной выставке художник представил "Партизанскую мадонну" - вызов политике всеобщего атеизма в СССР. Но вместо осуждения, к художнику пришла всесоюзная слава. В 1967 году на Всесоюзной выставке художник представил "Партизанскую мадонну" - вызов политике всеобщего атеизма в СССР. Но вместо осуждения, к художнику пришла всесоюзная слава. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060424363_0:0:2047:2241_600x0_80_0_1_17cce44e935980c124f3a648ff44bc89.jpg)
В 1967 году на Всесоюзной выставке художник представил "Партизанскую мадонну" - вызов политике всеобщего атеизма в СССР. Но вместо осуждения, к художнику пришла всесоюзная слава.
Картина произвела настоящий фурор, и ее сразу же купила Третьяковская галерея. С того момента работы художника стали выставляться в самых известных залах планеты. Излюбленный сюжет художников эпохи Возрождения на холсте Михаила Савицкого пронзает сердце.
![Картина произвела настоящий фурор, и ее сразу же купила Третьяковская галерея. С того момента работы художника стали выставляться в самых известных залах планеты. Излюбленный сюжет художников эпохи Возрождения на холсте Михаила Савицкого пронзает сердце. Картина произвела настоящий фурор, и ее сразу же купила Третьяковская галерея. С того момента работы художника стали выставляться в самых известных залах планеты. Излюбленный сюжет художников эпохи Возрождения на холсте Михаила Савицкого пронзает сердце. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060423183_0:0:2304:2048_600x0_80_0_1_42dba18f7224557906b8a312f276e45d.jpg)
Картина произвела настоящий фурор, и ее сразу же купила Третьяковская галерея. С того момента работы художника стали выставляться в самых известных залах планеты. Излюбленный сюжет художников эпохи Возрождения на холсте Михаила Савицкого пронзает сердце.
Михаила Савицкого называли художником-философом. Своими полотнами, наполненными различными символами, он старался научить зрителя мыслить и чувствовать.
![Михаила Савицкого называли художником-философом. Своими полотнами, наполненными различными символами, он старался научить зрителя мыслить и чувствовать. Михаила Савицкого называли художником-философом. Своими полотнами, наполненными различными символами, он старался научить зрителя мыслить и чувствовать. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060423558_0:0:2048:2048_600x0_80_0_1_17cec59eadeadfe168dfefe19c39e632.jpg)
Михаила Савицкого называли художником-философом. Своими полотнами, наполненными различными символами, он старался научить зрителя мыслить и чувствовать.
Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал ещё один вариант этой картины, назвав её "Партизанская мадонна (Минская)", но она не смогла затмить успеха той "первой" матери с младенцем.
![Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал ещё один вариант этой картины, назвав её "Партизанская мадонна (Минская)", но она не смогла затмить успеха той "первой" матери с младенцем. Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал ещё один вариант этой картины, назвав её "Партизанская мадонна (Минская)", но она не смогла затмить успеха той "первой" матери с младенцем. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/11/1060468034_0:0:662:1000_600x0_80_0_1_45288db3d556bff8609d42c4e9a34a64.jpg)
Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал ещё один вариант этой картины, назвав её "Партизанская мадонна (Минская)", но она не смогла затмить успеха той "первой" матери с младенцем.
Значительное место в творчестве Михаила Савицкого занимает картина "Партизаны" (1963). На тот момент он уже был дипломированным специалистом и давно писал полотна о мирной жизни и войне. Сам художник считал, что картину "Партизаны" он написал лучше своих предыдущих произведений.
Именно этой картиной художник заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля".
![Значительное место в творчестве Михаила Савицкого занимает картина "Партизаны" (1963). На тот момент он уже был дипломированным специалистом и давно писал полотна о мирной жизни и войне. Сам художник считал, что картину "Партизаны" он написал лучше своих предыдущих произведений.Именно этой картиной художник заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля". Значительное место в творчестве Михаила Савицкого занимает картина "Партизаны" (1963). На тот момент он уже был дипломированным специалистом и давно писал полотна о мирной жизни и войне. Сам художник считал, что картину "Партизаны" он написал лучше своих предыдущих произведений.Именно этой картиной художник заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля". - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060430053_0:0:978:894_600x0_80_0_1_69692efca1a5781aa62a0b4e7e4e97b5.jpg)
Значительное место в творчестве Михаила Савицкого занимает картина "Партизаны" (1963). На тот момент он уже был дипломированным специалистом и давно писал полотна о мирной жизни и войне. Сам художник считал, что картину "Партизаны" он написал лучше своих предыдущих произведений.
Именно этой картиной художник заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля".
Из-за картины "Летний театр" возник мировой скандал.
"Летний театр" – так нацисты называли ямы, в которых они сжигали тела убитых. На полотне "адская машина" с горящими фонарями-глазами сгребает тела, и на первом плане видны гитлеровский охранник и узник-прислужник со звездой Давида на одежде. "По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев, - рассказывал художник. - Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем". Савицкому стали поступать угрозы, общественные организации писали Брежневу, в ООН, ЮНЕСКО, "Нью-Йорк таймс". По предложению Ю. Андропова была организована выставка, но ее закрыли раньше времени. А потом в мастерскую Савицкого приехал Петр Машеров и попросил убрать звезду. Савицкий заменил звезду Давида на знак раввина – сиреневый треугольник с желтой полоской.
![Из-за картины "Летний театр" возник мировой скандал. "Летний театр" – так нацисты называли ямы, в которых они сжигали тела убитых. На полотне "адская машина" с горящими фонарями-глазами сгребает тела, и на первом плане видны гитлеровский охранник и узник-прислужник со звездой Давида на одежде. "По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев, - рассказывал художник. - Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем". Савицкому стали поступать угрозы, общественные организации писали Брежневу, в ООН, ЮНЕСКО, "Нью-Йорк таймс". По предложению Ю. Андропова была организована выставка, но ее закрыли раньше времени. А потом в мастерскую Савицкого приехал Петр Машеров и попросил убрать звезду. Савицкий заменил звезду Давида на знак раввина – сиреневый треугольник с желтой полоской. Из-за картины "Летний театр" возник мировой скандал. "Летний театр" – так нацисты называли ямы, в которых они сжигали тела убитых. На полотне "адская машина" с горящими фонарями-глазами сгребает тела, и на первом плане видны гитлеровский охранник и узник-прислужник со звездой Давида на одежде. "По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев, - рассказывал художник. - Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем". Савицкому стали поступать угрозы, общественные организации писали Брежневу, в ООН, ЮНЕСКО, "Нью-Йорк таймс". По предложению Ю. Андропова была организована выставка, но ее закрыли раньше времени. А потом в мастерскую Савицкого приехал Петр Машеров и попросил убрать звезду. Савицкий заменил звезду Давида на знак раввина – сиреневый треугольник с желтой полоской. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/11/1060465668_122:75:2644:1945_600x0_80_0_1_6e359aec08d2a3cc219c2a918c172bcf.jpg)
Из-за картины "Летний театр" возник мировой скандал.
"Летний театр" – так нацисты называли ямы, в которых они сжигали тела убитых. На полотне "адская машина" с горящими фонарями-глазами сгребает тела, и на первом плане видны гитлеровский охранник и узник-прислужник со звездой Давида на одежде. "По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев, - рассказывал художник. - Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем". Савицкому стали поступать угрозы, общественные организации писали Брежневу, в ООН, ЮНЕСКО, "Нью-Йорк таймс". По предложению Ю. Андропова была организована выставка, но ее закрыли раньше времени. А потом в мастерскую Савицкого приехал Петр Машеров и попросил убрать звезду. Савицкий заменил звезду Давида на знак раввина – сиреневый треугольник с желтой полоской.
У работы "Витебские ворота", посвященной важному эпизоду военной истории, в Минске могла быть печальная история. Савицкий рассказывал в интервью, что полотно не приняли, его даже заклеивали бумагой. Было время, когда картина валялась на полу, кто угодно мог продавить ее ногой, и только когда профессионал из России отвернул ее от стены и сказал: "Это же то, что нам надо", — началась другая история этой картины. Ее отправили в Москву. Художнику заплатили огромные деньги - 80 тысяч рублей (на эту сумму можно было купить десять легковых автомобилей).
![У работы "Витебские ворота", посвященной важному эпизоду военной истории, в Минске могла быть печальная история. Савицкий рассказывал в интервью, что полотно не приняли, его даже заклеивали бумагой. Было время, когда картина валялась на полу, кто угодно мог продавить ее ногой, и только когда профессионал из России отвернул ее от стены и сказал: "Это же то, что нам надо", — началась другая история этой картины. Ее отправили в Москву. Художнику заплатили огромные деньги - 80 тысяч рублей (на эту сумму можно было купить десять легковых автомобилей). У работы "Витебские ворота", посвященной важному эпизоду военной истории, в Минске могла быть печальная история. Савицкий рассказывал в интервью, что полотно не приняли, его даже заклеивали бумагой. Было время, когда картина валялась на полу, кто угодно мог продавить ее ногой, и только когда профессионал из России отвернул ее от стены и сказал: "Это же то, что нам надо", — началась другая история этой картины. Ее отправили в Москву. Художнику заплатили огромные деньги - 80 тысяч рублей (на эту сумму можно было купить десять легковых автомобилей). - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060424219_0:0:2484:2048_600x0_80_0_1_38b483ecf5501affb5095cd4fcf88933.jpg)
У работы "Витебские ворота", посвященной важному эпизоду военной истории, в Минске могла быть печальная история. Савицкий рассказывал в интервью, что полотно не приняли, его даже заклеивали бумагой. Было время, когда картина валялась на полу, кто угодно мог продавить ее ногой, и только когда профессионал из России отвернул ее от стены и сказал: "Это же то, что нам надо", — началась другая история этой картины. Ее отправили в Москву. Художнику заплатили огромные деньги - 80 тысяч рублей (на эту сумму можно было купить десять легковых автомобилей).
Художник Михаил Савицкий, как и писатель Василь Быков, посвятили свое творчество антивоенной теме.
Савицкий считал, что настоящие ужасы Второй Мировой не отражены в искусстве живописи так, как это стоило бы сделать.
![Художник Михаил Савицкий, как и писатель Василь Быков, посвятили свое творчество антивоенной теме.Савицкий считал, что настоящие ужасы Второй Мировой не отражены в искусстве живописи так, как это стоило бы сделать. Художник Михаил Савицкий, как и писатель Василь Быков, посвятили свое творчество антивоенной теме.Савицкий считал, что настоящие ужасы Второй Мировой не отражены в искусстве живописи так, как это стоило бы сделать. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060423020_0:0:3053:2047_600x0_80_0_1_44784c92b9a5a70ee9147deafd42c48b.jpg)
Художник Михаил Савицкий, как и писатель Василь Быков, посвятили свое творчество антивоенной теме.
Савицкий считал, что настоящие ужасы Второй Мировой не отражены в искусстве живописи так, как это стоило бы сделать.
"Поле" Савицкого — это монументальная симфония о главном потрясении ХХ столетия: солдаты погибают среди плодородного хлебного поля под черным небом. Одна из самых выдающихся работ художника Михаила Савицкого была написана уже в послевоенное время, в 1973 году.
!["Поле" Савицкого — это монументальная симфония о главном потрясении ХХ столетия: солдаты погибают среди плодородного хлебного поля под черным небом. Одна из самых выдающихся работ художника Михаила Савицкого была написана уже в послевоенное время, в 1973 году. "Поле" Савицкого — это монументальная симфония о главном потрясении ХХ столетия: солдаты погибают среди плодородного хлебного поля под черным небом. Одна из самых выдающихся работ художника Михаила Савицкого была написана уже в послевоенное время, в 1973 году. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/11/1060472213_0:0:1347:771_600x0_80_0_1_012eab8cb12b629128603e4efa7d132f.png)
"Поле" Савицкого — это монументальная симфония о главном потрясении ХХ столетия: солдаты погибают среди плодородного хлебного поля под черным небом. Одна из самых выдающихся работ художника Михаила Савицкого была написана уже в послевоенное время, в 1973 году.
Василь Быков и Михаил Савицкий в мастерской художника в Минске, 1983 год.
![Василь Быков и Михаил Савицкий в мастерской художника в Минске, 1983 год. Василь Быков и Михаил Савицкий в мастерской художника в Минске, 1983 год. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060422308_0:0:2356:2047_600x0_80_0_1_d4c528cc22b5bb044153e06cdd4d263a.jpg)
Василь Быков и Михаил Савицкий в мастерской художника в Минске, 1983 год.
"Хлеб нового урожая". 1979 год.
В живописи Михаила Савицкого, как это было и в его жизни, много смысла, но совсем мало яркости и парадного блеска.
!["Хлеб нового урожая". 1979 год. В живописи Михаила Савицкого, как это было и в его жизни, много смысла, но совсем мало яркости и парадного блеска. "Хлеб нового урожая". 1979 год. В живописи Михаила Савицкого, как это было и в его жизни, много смысла, но совсем мало яркости и парадного блеска. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060428819_0:0:2226:2048_600x0_80_0_1_c93cac6767e30de23d24c38d60104f82.jpg)
"Хлеб нового урожая". 1979 год.
В живописи Михаила Савицкого, как это было и в его жизни, много смысла, но совсем мало яркости и парадного блеска.
В 1986 году художник приступает к созданию цикла "Черная быль", посвященного аварии на Чернобыльской АЭС.
![В 1986 году художник приступает к созданию цикла "Черная быль", посвященного аварии на Чернобыльской АЭС. В 1986 году художник приступает к созданию цикла "Черная быль", посвященного аварии на Чернобыльской АЭС. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060424883_0:0:2048:2407_600x0_80_0_1_a7ae556dddbcd146e6d7d16a9a149c6f.jpg)
В 1986 году художник приступает к созданию цикла "Черная быль", посвященного аварии на Чернобыльской АЭС.
Михаил Савицкий у своей картины "Чернобыль", 1990 год.
![Михаил Савицкий у своей картины "Чернобыль", 1990 год. Михаил Савицкий у своей картины "Чернобыль", 1990 год. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060424847_0:470:1962:3000_600x0_80_0_1_315e832ca2f4662ad9fff906ad8f3e4e.jpg)
Михаил Савицкий у своей картины "Чернобыль", 1990 год.
"Старики", 1996 год.
Как и другие художники - экзистенциалисты XX века, Савицкий очень часто обращался к чувству человеческого достоинства, к человеческой подлинности и, главное, к проблеме выбора человека между добром и злом.
!["Старики", 1996 год. Как и другие художники - экзистенциалисты XX века, Савицкий очень часто обращался к чувству человеческого достоинства, к человеческой подлинности и, главное, к проблеме выбора человека между добром и злом. "Старики", 1996 год. Как и другие художники - экзистенциалисты XX века, Савицкий очень часто обращался к чувству человеческого достоинства, к человеческой подлинности и, главное, к проблеме выбора человека между добром и злом. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/11/1060465675_0:93:878:891_600x0_80_0_1_23660ce4c0a9f319533af975ab59a4f2.jpg)
"Старики", 1996 год.
Как и другие художники - экзистенциалисты XX века, Савицкий очень часто обращался к чувству человеческого достоинства, к человеческой подлинности и, главное, к проблеме выбора человека между добром и злом.
В последние годы жизни Савицкий тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался на 89-м году жизни 8 ноября 2010 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
![В последние годы жизни Савицкий тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался на 89-м году жизни 8 ноября 2010 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске. В последние годы жизни Савицкий тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался на 89-м году жизни 8 ноября 2010 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103487/96/1034879650_0:0:3000:1944_600x0_80_0_1_56ada2b8f5d71e433e46c9b464fc0445.jpg)
В последние годы жизни Савицкий тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался на 89-м году жизни 8 ноября 2010 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
В художественной галерее Михаила Савицкого в Минске можно увидеть более 1000 экспонатов: живописные произведения, фотографии, документы, награды, личные вещи художника. Отдельную экспозиционную зону занимают реконструкции интерьеров мастерской художника и его рабочего кабинета.
![В художественной галерее Михаила Савицкого в Минске можно увидеть более 1000 экспонатов: живописные произведения, фотографии, документы, награды, личные вещи художника. Отдельную экспозиционную зону занимают реконструкции интерьеров мастерской художника и его рабочего кабинета. В художественной галерее Михаила Савицкого в Минске можно увидеть более 1000 экспонатов: живописные произведения, фотографии, документы, награды, личные вещи художника. Отдельную экспозиционную зону занимают реконструкции интерьеров мастерской художника и его рабочего кабинета. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/02/10/1060424874_0:0:3100:2048_600x0_80_0_1_8fc296d06a73e01c3c129a1f6677bff3.jpg)
В художественной галерее Михаила Савицкого в Минске можно увидеть более 1000 экспонатов: живописные произведения, фотографии, документы, награды, личные вещи художника. Отдельную экспозиционную зону занимают реконструкции интерьеров мастерской художника и его рабочего кабинета.