Европа – опасное направление: о чем говорят водители в очереди на границе
16:02 09.03.2022 (обновлено: 12:33 04.08.2023)
© Sputnik / Инна ГришукОчереди большегрузов на белорусско-литовской границе
© Sputnik / Инна Гришук
Подписаться
Теперь водителей фур, которые возят грузы в ЕС, волнуют не только длинные очереди на границе, они все чаще сталкиваются с украинской агрессией в Европе.
ГРОДНО, 9 мар – Sputnuk, Инна Гришук. На стоянках в Европе агрессивные украинцы могут разбить машину, проколоть колеса или испортить номера, а симпатизирующие им европейцы - отказать русскоговорящему в обслуживании в аптеке или заправке.
Поездки в Европу для водителей-дальнобойщиков становятся все более опасным занятием. На фоне этого разговоры о длинных очередях и медленной работе литовской или польской таможни постепенно уходят на второй план.
Какие сейчас настроения в очереди из фур на границе, узнавала журналистка Sputnik Инна Гришук.
Поляки увольняют белорусов
"Половина очереди – машины на польских номерах, но поляка вы здесь днем с огнем не найдете. Все водители польских фирм, которые ездят из Европы в Россию или Беларусь – это белорусы", – рассказывает водитель одной из фур, который работает на польскую фирму. Мужчина уже столкнулся с последствиями европейских санкций и внезапно выросшей в Европе симпатии к украинцам.
"Я уже точно знаю, что этот мой последний рейс. Отвожу машину в Польшу, а потом со мной разрывают рабочий договор. Не знаю из-за чего. Политики затеяли санкции, а старадют из-за этого простые люди, белорусских водителей в Польше очень много. А они как услышат, что ты белорус, все, иди, гуляй, Вася", – говорит один из водителей.
© Sputnik / Инна ГришукОчереди большегрузов на границах Беларуси со странами ЕС
Очереди большегрузов на границах Беларуси со странами ЕС
© Sputnik / Инна Гришук
Другой водитель удивляется такому резкому изменению отношения европейцев к украинцам.
"Раньше было наоборот. Украинцев очень неохотно брали на работу, старались нанять белорусов, потому что белорусы честные, более трудолюбивые, не воруют. Теперь мы резко не в почете, потому что политика такая, но люди же не изменились", – отметил водитель Дмитрий.
Дальнобойщик Сергей добавляет, что теперь русскоязычному человеку в Европе могут отказать в обслуживании.
"Коллегам отказали продать лекарство в аптеке, хотя раньше они много лет там все покупали. На заправке отказались обслужить. Почему? У них же капиталистическая страна, они так захотели. И никому не пожалуешься. Поэтому все стараются по минимуму заходить в магазины, рассчитываться молча и наличными", – отметил мужчина.
Из очередей ушли украинцы
Главное изменение на границе после начала военной операции на Украине – из очередей резко пропали фуры на украинских номерах. В веренице большегрузов, ожидающих въезда в Литву через пункт пропуска "Привалка-Райгардас" можно видеть белорусские, российские, польские, литовский, молдавские, венгерские.
"Когда все только началось на Украине и пошли слухи, что украинские водители стали агрессивно себя вести, в очередях приняли решение собрать всех и без очереди пропустить через границу. Мало ли, они же могли ночью выпить и устроить по пьяни разборки с водителями. Никому такое не нужно", – рассказывает один из дальнобойщиков и добавляет, что теперь украинским водителям въезд в Россию запрещен, это временная мера безопасности.
Водители из Венгрии рассказали, что им теперь приходится объезжать Украину через Беларусь и узнать, как медленно работает литовская таможня.
© Sputnik / Инна ГришукВенгры теперь ездят через Беларусь и узнали, как медленно работает литовская таможня
Венгры теперь ездят через Беларусь и узнали, как медленно работает литовская таможня
© Sputnik / Инна Гришук
"Конечно, нам неудобно. Маршрут стал длиннее на 600 километров, в днях – намного больше. Мы простые люди, не делим никого на национальности, хорошо относимся и к белорусам, и к русским, и к украинцам. Мы хотим только, чтобы политика не влияла на нашу работу", – говорит один из водителей.
У белорусских водителей, которые работают на польских фурах, другие опасения. Многие переживают, что с ними могут разорвать контракт исключительно из-за их гражданства.
Литовец: наши политики врут до упаду
Работник гродненской фирмы, который ездит по маршруту Гродно-Клайпеда за концентратами сока, рассказывает, что с конца февраля уже был в Литве, с агрессией со стороны литовцев сталкиваться не приходилось. Зато на собственном опыте узнал, в каком свете европейские СМИ представляют события на Украине.
"Местные постоянно спрашивают, как у нас в Беларуси обстановка, многие думают, что у нас разруха и война. В Литве по радио постоянно говорят, что Россия забрала Беларусь, потом Украину заберет, а потом за Прибалтику возьмется. Люди боятся, у них нет правдивых новостей", – говорит Виктор.
Литовские дальнобойщики подтверждают слова Виктора, объясняют, что европейские антироссийские лозунги поддерживают политики, молодежь, которая верит тому, что говорят по ТВ и в СМИ.
"Все европейские и литовские политики врут до упаду. Нельзя верить ни одному их слову. Сейчас у них главная забота – как получить больше денег за украинских беженцев, Литва еще их не принимает, но вопрос этот стоит. А позаботиться о литовцах – у них этот вопрос на последнем месте. Решить вопрос с медленной работой литовской таможни, это в силах литовских политиков, из-за очередей страдают и белорусы и литовские фирмы. Но никого это не интересует", – говорит литовский водитель Пятрас и добавляет:
© Sputnik / Инна ГришукЛитовцы Пятрас и Витас не довольны литовскими политиками
Литовцы Пятрас и Витас не довольны литовскими политиками
© Sputnik / Инна Гришук
"Я считаю так, что украинцы заигрались. При Зеленском у них еще хуже стало. К власти пришли американцы, простому народу голову запудрили, наобещали всего. Наши тоже умно не ведут политику. Посмотрите, в Литве ничего нет, вся Литва распродана, как в ЕС вступили. А с ближайшими соседями – разругались, а надо ведь дружить с Беларусью".
Отказываются принимать грузы
В последние дни водители активно обсуждали запрет на поставку древесины из Беларуси и нежелание европейских стран оформлять даже не запрещенные к ввозу грузы.
"Коллега застрял в Германии, ему отказались растаможивать груз. Потому что это российская фирма. Как работать в таких условиях? Конечно, многие российские фирмы временно отказываются работать с Европой", – говорит водитель Вячеслав, он белорус, но работает на российскую фирму.
Мужчина уверен, что санкции и запреты на ввоз определенных товаров в первую очередь ударят по европейцам.
"Что везут в Беларусь и Россию из Европы? Дорогие товары, которые для богатых, они, может, и пострадают. Большинство людей не сильно заметят их отсутствие. А европейские фирмы понесут убыток, потому что не будут в России продавать свои товары. А вот Европа сильно почувствует нехватку сырья, которое возят из России. Плюс к этому почувствуют, как выросли цены на нефть и газ. Их экономика пострадает не меньше нашей", – отметил водитель.
© Sputnik / Инна ГришукВиктор из Гродно ездит в Клайпеду и постоянно слушает по радио, как запугивают литовцев местные СМИ
Виктор из Гродно ездит в Клайпеду и постоянно слушает по радио, как запугивают литовцев местные СМИ
© Sputnik / Инна Гришук
Другой водитель, который трудится на польской фирме, говорит, что в его компании стали чаще отказываться от перевозок в российском направлении. Он уверен, что самим фирмам это делать невыгодно, это большая часть перевозок, большие потоки грузов и большие контракты.
"Теперь все решает политика, там на интересы бизнеса не смотрят. Думаю, что вскоре в Европе сильно вырастут расценки на грузоперевозки. Из-за больших очередей на границе Беларуси и ЕС они поднялись в два раза, теперь, когда поездок на Восток будет меньше, могут подняться еще больше. Фирмы не хотят нести убытки, поднимут цены", - говорит он.
Россияне: ездим по Европе только группами
Российские водители-дальнобойщики в последние две недели стали более тщательно готовиться к поездкам в Европу. Признаются, что это направление стало действительно опасным. Главная угроза – это националистически настроенные украинцы. Истории о разбитых машинах, разрезанных шинах, украденных номерных знаках – это не выдумка.
"Коллеги рассказывали. Одному в Чехии машину разбили, другому – на стоянке в Германии. Фары бьют, лобовое стекло, но в основном, номера портят или забирают. Коллега сейчас стоит в Германии, ждет, когда ему пришлют новые номера", – рассказывает российский водитель Алексей.
© Sputnik / Инна ГришукРоссиянин Алексей рассказал, что для безопасности фуры на российских номерах ездит по Европе только группами.
Россиянин Алексей рассказал, что для безопасности фуры на российских номерах ездит по Европе только группами.
© Sputnik / Инна Гришук
Теперь водители стараются не ездить по Европе по одной машине, собираются группами. Объединяются и при остановках на ночлег, стараются выбирать платные охраняемые паркинги. В одиночку теперь опасно.
"Нападают на машины русских скорее всего украинские националисты. Они как подопьют, как разгуляются, и начинают буйствовать. Предполагаю, что были какие-то координаторы, которые подбили их нападать на россиян. Слишком быстро это развернулось и проходит по похожим схемам", – отметил Алексей и добавил:
"Есть среди украинских водителей много нормальных, которые без агрессии общаются, понимают, что военные действия на Украине идут не потому что украинцы против россиян выступают, а для искоренения национализма. Мы ведь простые работяги – и с той, и с другой стороны".
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Очередь из фур стремительно растет на белорусско-польской границе
Боль и ожидание на границе: на въезде в Литву появилась платная очередь
Простоял пять суток на границе: водитель оставил грузовик и ушел домой
Дальнобойщики устроили протест на границе с Польшей